Одно маленькое изменение в диете может спасти вам жизнь. Что выяснили австралийские ученые
Питание19 февраля 2024, 21:02
И вы тоже можете прибегнуть к этому шагу. Прямо сейчас с минимальными усилиями и затратами.
Группа австралийских исследователей опубликовала результаты своего исследования, которое подтверждает ощутимый позитивный эффект для здоровь от перехода на соль, обогащенную калием.
Гипертония, соль и калий
Одной из главных рекомендаций для тех, кто страдает от повышенного кровяного давления, является сокращение количества соли в рационе.
Избыток соли имеет прямое негативное воздействие на состояние сердечно-сосудистой системы, однако медики признают, что в массе своей усилия по сокращению потребления соли оказываются бесполезными.
Людям трудно изменить способ приготовления пищи, по-другому приправлять блюда, выбирать продукты с низким содержанием соли в магазинах и в целом смириться с менее соленым вкусом.
Однако, по мнению Ксяо Ксю, профессора кардиоваскулярной медицины в университете Сиднея (Австралия), существует и более простое решение.
Подобно тому, как более 100 лет назад мир начал постепенно переходит на соль с содержанием йода, теперь настало время калиевой соли. Ее можно использовать так же, как и обычную соль, и большинство людей не замечают существенной разницы во вкусе.
Что такое соль, обогащенная калием?
Соль, обогащенная калием, заменяет часть хлорида натрия, входящего в состав обычной соли, на хлорид калия.
Хлорид калия выглядит так же, как и хлорид натрия, и на вкус очень похож.
Обогащенная калием соль снижает кровяное давление не только потому, что уменьшает потребление натрия, но и потому, что увеличивает потребление калия.
По словам Ксю, недостаток калия, который в основном поступает с овощами и фруктами, — еще одна серьезная причина высокого кровяного давления.
Вот несколько механизмов, благодаря которым калий благоприятно влияет на здоровье сердечно-сосудистой системы:
- Калий играет важнейшую роль в регулировании кровяного давления, уравновешивая негативное воздействие натрия. Высокий уровень натрия может повышать кровяное давление, что является одним из основных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта. Употребление калийной соли помогает снизить артериальное давление, способствуя выведению натрия с мочой и ослабляя напряжение стенок кровеносных сосудов.
- Исследования показали, что повышенное потребление калия связано со значительным снижением риска инсульта. Это связано с влиянием калия на кровяное давление и его ролью в поддержании здоровья сосудов. Предотвращая гипертонию, калий помогает снизить нагрузку на сердечно-сосудистую систему, тем самым уменьшая риск инсульта.
- Калий необходим для поддержания здорового сердечного ритма. Он помогает сердцу биться регулярно и предотвращает нарушения сердечного ритма. Достаточный уровень калия снижает риск развития аритмии, которая, если ее не лечить, может привести к осложнениям со стороны сердца или инсульту.
- Способствуя снижению артериального давления, предотвращая аритмии и улучшая здоровье сосудов, потребление соли калия связано с более низким риском развития сердечных заболеваний. Он поддерживает общее здоровье сердечной мышцы и кровеносных сосудов.
- Роль калия в регулировании работы сердца и артериального давления также способствует снижению риска развития сердечной недостаточности. Диета, богатая калием, помогает сердцу функционировать более эффективно, предотвращая состояния, приводящие к сердечной недостаточности.
- Калий способствует расслаблению стенок кровеносных сосудов, улучшению кровотока и снижению риска повреждения сосудов. Этот сосудорасширяющий эффект поддерживает здоровое функционирование эндотелия, что имеет решающее значение для профилактики атеросклероза и связанных с ним сердечно-сосудистых заболеваний.
В исследовании, которое возглавляла Ксю, принимало участие более 20 тыс жителей Австралии. И результаты убедительно показывают, что переход на соль, обогащенную калием, снижает артериальное давление и уменьшает риск инсульта, инфаркта и ранней смерти. Участники исследования имели в анамнезе инсульт или были в возрасте 60 лет и старше и имели высокое кровяное давление, констатирует исследовательница.
В ходе своей работы Ксю также изучала результаты более 20 других исследований по теме соли, обогащенной калием. Их результаты также впечатляют, констатирует она.
Более того, в глобальном докладе Всемирной организации здравоохранения о гипертонии за 2023 год соль, обогащенная калием, рассматривается как «доступная стратегия» снижения артериального давления и предотвращения сердечно-сосудистых событий, таких как инсульт.
Потенциальная польза от ее применения очень велика. Моделирующее исследование показало, что в Китае можно было бы ежегодно предотвращать почти полмиллиона инсультов и инфарктов, если бы население перешло на соль, обогащенную калием.
Но если так, то почему так мало людей ее используют?
Объяснение проще, чем кажется, констатирует Ксю.
Дело в том, что большинство людей не знают, сколько соли они едят и какие проблемы со здоровьем она может вызвать. Мало кто знает, что простой переход на соль, обогащенную калием, может помочь снизить кровяное давление и уменьшить риск инсульта и сердечных заболеваний.
Еще одна проблема — ограниченная доступность.
Соль, обогащенная калием, не дефицит в большинстве стран, но все же нельзя сказать, что она продается на каждом углу. В магазинах она часто находится на нижней полке или в специальном продуктовом отсеке, констатирует Ксю. И люди ее просто не замечают.
Соль, обогащенная калием, также стоит дороже обычной соли, хотя она все еще недорога по сравнению с большинством других продуктов питания, и не так дорога, как некоторые другие модные соли, доступные сейчас, отмечает исследовательница.
Исследование также показало, что несмотря на то, что соль, обогащенная калием, обычно стоит дороже, она может быть очень экономически эффективной для профилактики заболеваний.
Есть ли побочные эффекты?
Часто поднимаемый вопрос об использовании соли, обогащенной калием, связан с риском повышения уровня калия в крови (гиперкалиемии) у примерно 2% населения с серьезными заболеваниями почек.
По словам Ксю, людям с серьезными заболеваниями почек уже рекомендовано отказаться от обычной соли и избегать продуктов с высоким содержанием калия.
Ни в одном из проведенных на сегодняшний день исследований не было зафиксировано вреда от употребления соли, обогащенной калием, но все исследования проводились в клинических условиях с учетом особых рекомендаций для людей с заболеваниями почек.
В настоящее время наша приоритетная задача — заставить людей, лечащихся от гипертонии, использовать обогащенную калием соль, поскольку медицинские работники могут посоветовать не употреблять ее людям с риском гиперкалиемии, констатирует Ксю.
Мир уже однажды менял систему снабжения солью: от обычной соли к йодированной. Усилия по йодированию начались в 1920-х годах, и потребовалась лучшая часть 100 лет, чтобы добиться результатов.
Йодирование соли — ключевое достижение здравоохранения прошлого века, предотвращающее зоб (заболевание, при котором увеличивается щитовидная железа) и улучшающее результаты обучения миллионов беднейших детей в мире, поскольку йод необходим для нормального роста и развития мозга.
Следующий переход на йодированную и обогащенную калием соль дает как минимум такой же потенциал для глобального улучшения здоровья. Но сделать это нужно в кратчайшие сроки, заключает исследовательница.