Ваши предки виноваты в том, что вы любите картошку фри и пиво. Не верите?

22 октября 2021, 06:00
НВ Премиум
Генетическое тестирование здоровья стало важным компонентом индивидуального питания (Фото:Melissa Walker Horn/Unsplash)

В настоящее время считается, что ДНК оказывает важное влияние на потребности человека в питательных веществах. Вариации генов могут повлиять на то, как различная еда усваиваются организмом.

Нутригеномика — это новое направление в области исследований, которое прокладывает путь к действительно индивидуальному питанию. Да, то, что мы все абсолютно разные не миф, поэтому генетическое тестирование здоровья стало важным компонентом индивидуального питания.

Что известно ученым?

Американские ученые в ходе нового исследования обнаружили генетическую связь, лежащую в основе приема пищи, ожирения и диабета, что может привести к улучшению профилактики и лечения.

В крупнейшем в истории исследовании, посвященном изучению того, как генетические факторы влияют на выбор и потребление пищи человеком, исследователи выявили более двух десятков областей генетических последовательностей, которые могут иметь значение при выборе еды.

«Среднее ежедневное потребление питательных веществ и продуктов, являющееся основным фактором ожирения, отчасти зависит от нашей генетики», — рассказывает соавтор исследования, опубликованного в журнале Nature Human Behavior, Хлоя Сарновски.

Исследователи говорят, что на мозг влияют различные сигналы, которые отвечают за аппетит, расход энергии в ответ на уровень в крови и прочих пищевых поведений человека.

Для исследования ученые проанализировали гены и изучили потребление пищи более 282 тысяч людей.

На основе этих данных команда определила 26 генетических областей, связанных с повышенным предпочтением продуктов, содержащих больше жира, белка или углеводов. В головном мозге эти гены влияют на специализированные области клеток в нем, и распределены по центральной нервной системе, которые реагируют на питательные вещества.

Это может объяснить, почему люди с большей вероятностью предпочтут продукты или блюда с большим количеством жиров, белков или углеводов.

Открытие этих генетических вариантов может быть использовано в будущих исследованиях для определения причинно-следственной связи между рационом и диабетом 2 типа, ожирением и другими заболеваниями.

Полученные данные помогут определить пищевое поведение людей и как можно помочь тем, кто имеет более нездоровое предпочтение в еде. Например, если кто-то имеет более генетическую предрасположенность к жирной пище, как фастфуд, эту информацию можно использовать, чтобы помочь этому человеку выбрать продукты с большим количеством полезных жиров, вместо того, чтобы рекомендовать другие диетические подходы, которые могут просто не подходить конкретному организму.

Правильное сочетание пищевых добавок индивидуально для каждого человека. На то, какие питательные вещества необходимы каждому организму, влияет множество факторов, включая биометрические данные, такие как возраст и пол, и факторы образа жизни. Генетика — последний кусок головоломки. ДНК может помочь понять, как организм каждого человека перерабатывает различные питательные вещества.

Генетические факторы, влияющие на усваивание витаминов

Генетические вариации в центральной нервной системе могут влиять не только на степень насыщения (насколько человек чувствует себя сытым после еды) и вкусовое восприятие, но и на усваивание некоторых витаминов.

Повышенное всасывание железа при гемохроматозе, состоянии, при котором уровень железа в организме повышается и возникает переизбыток. Люди с гемохроматозом обладают вариантом гена, который позволяет увеличить всасывание железа.

На усваивание витамина B12 также может отрицательно повлиять генетически обусловленное отсутствие внутреннего желудочного фактора, что приводит к развитию злокачественной анемии.

Согласно некоторым исследованиям, способность усваивать витамин D, а также другие жирорастворимые витамины, такие как A и E, у людей происходит по-разному.

Так как организм не может сам производить витамины А и Е, важно, чтобы с пищей вы восполняли эти недостающие питательные вещества.

Генетические факторы, влияющие на усваивание лактозы

Люди вырабатывают кишечный фермент, называемый лактазой, для переваривания лактозы, типа сахара, содержащегося в молоке большинства млекопитающих.

У некоторых людей способность усваивать лактозу исчезает после отлучения от груди, некоторые группы населения, особенно европейского происхождения, не теряют этой способности.

Это расстройство передается из поколения в поколение. Недоношенные дети могут также иметь непереносимость лактозы из-за недостаточного уровня лактазы.

Когда организм не способен переваривать лактозу, обычно появляются неприятные симптомы, которые связаны с расстройствами желудочно-кишечного тракта. Мальабсорбция лактозы, обычно не несёт урона, но ее симптомы могут повлиять на ваше качество жизни. Большинство людей с непереносимостью лактозы могут избегать неприятных ощущений, отказываясь от всех молочных продуктов.

Раса и этническая принадлежность

Поскольку количество генов, может зависеть напрямую от членов вашей семьи, расовой и этнической принадлежности, это влияет и на ваши предпочтения в пище.

Идентификация конкретных генных маркеров может объяснить существование определенных особенностей или заболеваний в различных этнических или расовых группах.

К примеру коровье молоко в Китае является абсолютно непопулярным продуктом, причиной тому непереносимость лактозы у более 90% взрослых китайцев. Это связано с иной работой генов, которые блокируют фермент, отвечающий за переваривание организмом лактазы.

Генетика и ожирение

Исследователи из Университета Вирджинии в США обнаружили гены, отвечающие за набор веса.Таким образом, это помогает пролить свет на сложные взаимосвязи ожирения, диеты и нашей ДНК.

Ожирение стало эпидемией, в значительной степени вызванной высококалорийной диетой, содержащей сахар и фруктозу, а также малоподвижным образом жизни. Но наши гены также играют важную роль, регулируя накопление жира и влияя на то, насколько хорошо наш организм сжигает пищу, чтобы наполнить организм энергией.

Геномисты определили сотни генов, связанных с ожирением — это означает, что эти гены более или менее распространены у людей, страдающих ожирением, чем у людей со здоровым весом.

Если исследователи смогут идентифицировать гены, которые превращают избыточную пищу в жир, они могли бы попытаться инактивировать их с помощью лекарств и отделить чрезмерное питание от ожирения.