Подарок от предков. Медики выявили ген, который вдвое увеличивает риск тяжелого COVID-19

11 ноября 2021, 10:30
Такой ген встречается у 60% людей южноазиатского происхождения и только у 15% европейцев (Фото:REUTERS/Gleb Garanich)

Ученые из Оксфордского университета показали, что ген LZTFL1 почти вдвое увеличивает риск тяжелого течения COVID-19.

Этот ген встречается встречается у 60% людей южноазиатского происхождения и только у 15% этнических европейцев, выяснили генетики.

Большинство людей с COVID-19 не попадают в больницу, но некоторые заболевают очень тяжелой формой болезни. Уже на первой волне стало ясно, что группы этнических меньшинств в Великобритании с большей вероятностью умирали от COVID-19. Частично этот более высокий риск связан с социально-экономическими факторами. Например, представители этнических меньшинств в Великобритании с большей вероятностью будут жить в густонаселенных районах.

Но еще в 2020 году первые генетические исследования показали, что действительно существуют и генетические различия, которые приводят к более высокому риску тяжелой формы COVID-19. Изучив гены тысяч пациентов с COVID, исследователи нашли двух «подозреваемых»: гены под названием LZTFL1 и SLC6A20 .

Новое исследование ученых из из Оксфордского университета помогло обнаружить, что именно LZTFL1, а не SLC6A20 участвует в заболевании более высокой степени тяжести. 60% людей южноазиатского происхождения несут версию этого гена с более высоким риском по сравнению с 15% среди белых людей и только 2% людей африканского или афро-карибского происхождения.

Более того, этот ген очень активен в слое клеток, выстилающих дыхательные пути и легкие. Этот слой клеток, называемый респираторным эпителием, согревает и очищает воздух, прежде чем он достигнет легких, где кислород всасывается в кровь. Он действует как барьер между воздухом, поступающим в дыхательную систему, и внутренними тканями тела и необходим для правильного дыхания.

Исследование показало, что вариант гена снижает способность клеток легких восстанавливать поврежденные ткани и заменять потерянные клетки, что может потребоваться для преодоления тяжелого заболевания.

Этот вариант также заставляет клетки иметь больше копий двух белков (называемых ACE2 и TMPRSS2), которые позволяют вирусу SARS-CoV-2 проникать в клетки и заражать их. Это означает, что люди, которые несут вариант гена высокого риска, скорее всего, в конечном итоге будут иметь больше инфицированных клеток, меньшую способность к заживлению и, следовательно, более серьезную инфекцию.

«Мы еще не знаем, насколько непропорционально сильное влияние COVID на людей южноазиатского происхождения в Великобритании связано с этим геном, и эти результаты не означают, что социально-экономические факторы не сыграли важной роли. У нас также пока нет данных о роли гена в странах Южной Азии, где он может быть у большего числа людей, или о том, что это может означать для усилий по борьбе с пандемией там», — признала Ана Вальдес, профессор молекулярной и генетической эпидемиологии Ноттингемского университета.

Но результаты этого исследования важны, потому что они говорят нам, что часть повышенного риска у некоторых этнических групп, таких как люди южноазиатского происхождения, является биологической, а не социальной.

Ранее НВ писал, что в конце 2020 года специалисты определили генетические особенности людей, которые могут привести к серьезным симптомам COVID-19. Эти данные могут помочь ученым определить новые методы борьбы с болезнью.

Группа ученых из Китая, Европы и США опубликовала результаты исследования, согласно которым тяжелые симптомы COVID-19 могут зависеть от генетических особенностей конкретного человека. Исследователи проанализировали 100-терабайтную базу данных о белках и метаболитах, связанных с различными участками генома человека.

Генетики обнаружили несколько «горячих точек» на отрезках генома, которые влияют на степень тяжести COVID-19. Эти точки связаны с белком, который, согласно предыдущим исследованиям, участвует в процессе заражения вирусом SARS-CoV-2 человеческих клеток.

Авторы открытия называют этот белок «корецептором» вируса, вызывающего COVID-19 и заявляют, что его анализ может быть целью для терапевтических вмешательств.