Ученые выявили неожиданный фактор, влияющий на течение COVID-19

12 января 2021, 16:51

Ученые из Гонконга выяснили, что тип кишечных бактерий и их количество влияют на тяжесть COVID-19, а также на силу ответа иммунной системы на инфекцию.

Таким образом, исследователи показали, что терапия микробиома кишечника потенциально может быть полезна при COVID-19.

Ранее одно исследование показало, что пациенты с COVID-19 имели уникальный микробный состав по сравнению с пациентами с гриппом и здоровыми людьми. Другое небольшое пилотное исследование, в котором изучалась когорта всего из 15 человек, показало, что могут быть признаки того, что изменения микробиома коррелируют с серьезностью COVID-19.

Новое исследование предлагает наиболее подробное на сегодня изучение взаимосвязи между серьезностью COVID-19, микробиомом кишечника и общими воспалительными биомаркерами.

В ходе исследования были изучены образцы крови и стула 100 пациентов с COVID-19, поступивших в больницу, по сравнению с 78 здоровыми контрольными субъектами.

Исследование обнаружило значительные микробные различия между пациентами с COVID-19 и контрольной группой. Виды, включая Bifidobacterium adolescentis, Faecalibacterium prausnitzii и Eubacterium rectale, которые, как ранее было показано, играют роль в активности иммунной системы, наблюдались в значительно меньших объемах у пациентов с COVID-19.

У пациентов с COVID-19 также наблюдалось необычно большее количество видов других бактерий, включая Ruminococcus gnavus, Ruminococcus torques и Bacteroides dorie .

«Более того, эта нарушенная композиция демонстрировала расслоение по тяжести заболевания, соответствующее повышенным концентрациям воспалительных цитокинов и маркеров крови, таких как креативный белок C, лактатдегидрогеназа, аспартатаминотрансфераза и гамма-глутамилтрансфераза», — сообщают исследователи.

Важно отметить, что эти результаты являются предварительными и не могут дать понимания причинно-следственной связи. Неясно, например, были ли у этих конкретных пациентов с COVID-19 такие микробиомы до вирусной инфекции.

"…Наблюдаемый состав микробиоты кишечника может быть просто реакцией на здоровье пациентов и иммунное состояние, а не непосредственным воздействием на тяжесть заболевания", — отмечается в новом исследовании.

Возможно, наиболее интересной гипотезой, вытекающей из этого предварительного исследования, является предположение, что какая-то персонализированная микробиомная терапия может быть полезным лечением для пациентов после острой фазы COVID-19. Тем не менее, предстоит еще проделать большую работу, прежде чем у этой области исследований появится какое-либо практическое применение.

Ранее НВ писал, что в китайском Ухане число инфицированных коронавирусом может в 10 раз превышать официальные данные.

Чтобы оценить уровень распространенности COVID-19, проверили 34 тысяч человек в Ухане — эпицентре пандемии — и других городах провинции Хубэй, а также в Пекине, Шанхае и провинциях Гуандун, Цзянсу, Сычуань и Ляонин.

Ученые обнаружили антитела к COVID-19 у 4,43% участников исследования из Уханя, что указывает на то, что в мегаполисе с населением 11 млн человек коронавирусом переболели почти полмиллиона человек.

По данным местного департамента здравоохранения, с начала пандемии в Ухане было зарегистрировано в общей сложности 50 354 подтвержденных случая заболевания COVID-19.