Бизнес обеднеет, смертность уменьшится. Врач и блогер MedGoblin объяснил, почему рекламу лекарств надо запретить и как убивает самолечение

11 сентября 2021, 09:07
Цей матеріал також доступний українською
В Украине могут запретить рекламу лекарств до 2024 года (Фото:Unsplash / Volodymyr Hryshchenko)

В Украине могут запретить рекламу лекарств до 2024 года (Фото:Unsplash / Volodymyr Hryshchenko)

В Украине могут запретить рекламу лекарств до 2024 года. Телевизионщики выступили против такого моратория. Обосновывают свою позицию не только финансовыми потерями, а в том числе и тем, что запрет существенно ограничит право потребителей на доступ к информации о возможностях лечения и профилактики заболеваний.

Ко Всемирному дню оказания первой медицинской помощи, который ежегодно отмечают 11 сентября, Радио НВ расспросило у врача-анестезиолога, кандидата медицинских наук, автора блога MedGoblin Андрея Семьянкива, насколько опасения телевизионщиков разумные и могут ли украинцы обойтись без рекламы лекарств.

Видео дня

Андрей Семьянкив

Врач-анестезиолог

— Есть ли практический медицинский смысл в рекламе лекарств на телевидении? В чем вред такой рекламы?

— С моей точки зрения ни одного медицинского смысла в рекламе лекарств нет. Вред — чрезвычайно велик. Мы знаем, что население любит прибегать к самолечению и к врачам идет очень неохотно. А эта реклама по телевидению намекает: «Все свои проблемы вы можете решить самостоятельно, сходив в аптеку, вот мы вам сейчас расскажем, что именно там можно купить».

— С другой стороны, если введут мораторий до 2024 года, не будет рекламы на телевидении, останется Google. Можно нагуглить все, что угодно, и диагноз поставить.

— Конечно, Google никто не отменял, но население все еще остается под влиянием телевидения. Когда реклама звучит в перерыве любимого сериала, ТВ-шоу или после и перед новостями, то, мне кажется, что это имеет значительно большее влияние на подсознательное запоминание названий препаратов.

— Сейчас запрещена реклама рецептурных препаратов. А Индустриальный телевизионный комитет говорит, что после введения моратория нельзя будет рекламировать детские подгузники, гигиенические средства и это убьет рекламный рынок. Мы понимаем, что телевизионщики хотят зарабатывать на рекламе таких товаров. Но есть какой-то предел ограничений? Возможно, тех, что распространяются на рецептурные препараты, достаточно?

— Я бы разделял не по рецептурности, а лекарственные препараты и медицинские изделия, потому что это разные вещи. Все подгузники, бинты, палочки для ходьбы, ортопедические стельки — все это относится к медицинским изделиям. И я не вижу ничего плохого в том, чтобы это рекламировать. Люди будут или самостоятельно решать маленькие медицинские проблемы, или все равно будут идти после визита к врачу за этими изделиями в аптеки. Но что касается лечения любыми другими препаратами, мне кажется, что население могло бы обойтись без рекламы.

Конечно, можно сделать определенные исключения. Например, для жаропонижающих препаратов. Потому что не нужно дергать врача каждый раз, чтобы он выписал рецепт на какой-то ибупрофен или парацетамол. Надо подойти глобально к решению проблемы того, какие именно препараты мы будем запрещать для рекламы, а какие позволять. Можно взять список Всемирной организации здравоохранения по жизненно необходимым лекарствам. В то же время надо понимать, что аспирин, например, не является абсолютно безопасными. Очень много людей его использует для снижения температуры при вирусных заболеваниях или при COVID-19. Прием аспирина для снижения температуры может быть опасным.

Конечно, запрет рекламы всех проблем не решит, потому что у нас еще есть работники в аптеках. Они почему-то думают, что могут рекомендовать пациентам, как лучше лечить те или иные заболевания.

— Что должен знать обычный человек о медицинских препаратах. Какой информации должно быть достаточно?

— Жизненно необходимая информация содержится в инструкции к препарату. Конечно, обычный человек, не имеющий медицинского образования, самостоятельно не может вынести какое-то очень мудрое мнение относительно того, подходит этот препарат ему или не подходит. И именно поэтому у нас есть врачи, которых пока не удается заменить компьютерными программами или интересными сайтами.

— То есть главная задача пациента — это послушаться врача, инструкцию читать не обязательно?

— Я бы советовал инструкции читать всем. Потому что сейчас мы находимся на таком этапе развития, когда пациентам нужно прочитать инструкцию, чтобы проверить, совпадает ли это с тем, что сказал врач.

— Если в инструкции человек видит десяток различных побочных эффектов, то он может испугаться и самостоятельно отказаться от приема препарата. Так может быть?

— Все эти побочные эффекты должны быть оговорены врачом во время визита пациента. Знаю по собственному опыту, если людям объясняешь о чем идет речь в инструкции в части с побочными эффектами, то они воспринимают очень спокойно. Риски осложнений от большинства препаратов намного ниже, чем риск сесть утром в троллейбус и по дороге на работу в нем разбиться.

— Лоббисты предлагают не запрещать рекламу, а сделать ее более научной. Или, например, в конце каждой рекламы говорить: «Спросите у своего врача». Подобные месседжи помогут найти компромисс?

— На всех пачках сигарет огромными буквами, которые должны быть не меньше, чем название торговой марки, написано «курение убивает». Я что-то не слышал вообще новостей о снижении темпов табакокурения в стране. Это не работает. Если что-то становится менее доступным, тогда его начинают меньше покупать.

Слушайте подкаст на эту тему

Продолжу тему курения. Утром захожу в Фейсбук и вижу петицию от предпринимателей малого бизнеса о том, что они не хотят, чтобы запрещали закрывать раскладки с сигаретами в киосках. Они не хотят, чтобы они были спрятаны, потому что это разрушит малый бизнес. Я не коммунистических взглядов, я очень поддерживаю бизнес в стране, понимаю, что это «плоть и кровь» нашего бюджета, но надо знать предел.

Не надо законодательно урегулировать абсолютно все, но когда речь идет о лекарственных препаратах, мне кажется, здесь можно признать фармацевтическим компаниям, что немножечко упадут их доходы, но меньше людей умрет от того, что они не покупают то, что им не нужно. И то же можно сказать рекламщикам. Я думаю, что это не та отрасль в Украине, которая умирает и другим образом никак не может увеличить свои доходы.

— Если говорить о тех препаратах, которые мы называем фуфломицинамы или БАДы, или гомеопатия. Мы знаем, что гомеопатия не работает. Если люди увидят эту рекламу где-то на телевидении и купят себе тот хлам, тем хуже им и не станет, наверное?

— На самом деле от рекламы гомеопатических препаратов намного больше вреда, просто он косвенный. Конечно, люди от этих средств не умирают, но если люди покупают гомеопатию при каких-то серьезных болезнях, то они не покупают настоящие лекарства или не обращаются к настоящему врачу, а идут к гомеопату. Соответственно, они теряют время, развиваются осложнения, все становится только хуже, и от этого, собственно, тоже можно умереть.

— Это, вроде, просто пищевые добавки. Я все пытаюсь найти, где же тот предел ограничений в рекламе препаратов?

— Рекламу БАДов можно оставить. Но и она должна быть очень сильно регулируемая. Если мы берем за образец США, Канаду, то никакая реклама не может содержать информацию о том, что это средство помогает от конкретной проблемы. Могут звучать только фразы «это укрепляет ваше здоровье» или «продлит вашу жизнь». Ни слова об иммунитете, о чем-либо другом. Слово «болезнь» тоже не может звучать. Можно говорить просто «предоставит вам сил». И посмотрим, сколько людей после этого будут покупать препарат.

— Всем известные зеленку, хлоргексидин, перекись водорода рекламировать можно?

— Я уверен, что антисептики, пластыри, такого рода вещи, конечно, можно рекламировать. Покупатель проголосует гривней, как говорится. В этом проблемы нет никакой.

— Можем ли мы найти ту грань, за которой вредно выносить информацию о медицинских препаратах в публичное поле? И там, где это безопасно — рекламировать, чтобы не убить рекламный рынок фармы в Украине.

— Я думаю, предел заключается в том, что препараты первой необходимости (жаропонижающие, антисептики) можно рекламировать. Что касается более серьезных препаратов, даже тех, которые на сегодня не являются рецептурными, убежден, что фармацевтические компании могут проводить рекламные кампании, но среди медицинских работников. Пусть они собирают огромные научные конференции, становятся спонсорами. А там уже зависит от профессионализма специалистов: насколько люди будут доверять этой рекламе или нет. Но это не то, что мы должны выносить на всеобщее обозрение.

Правовая информация. Эта статья содержит общие сведения справочного характера и не должна рассматриваться в качестве альтернативы рекомендациям врача. НВ не несет ответственности за любой диагноз, поставленный читателем на основе материалов сайта. НВ также не несет ответственности за содержание других интернет-ресурсов, ссылки на которые присутствуют в этой статье. Если вас беспокоит состояние вашего здоровья, обратитесь к врачу.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Здоровье
Главные новости о здоровье, фитнесе и питании
Каждую субботу
Редактор: Юлия Козина

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X