Удар по ДНК. Ученые обнаружили новую опасность электронных сигарет

13 февраля 2020, 16:46

Исследование, проведенное группой ученых из Медицинской школы США в Кеке, показало, что у пользователей электронных сигарет развиваются связанные с раком молекулярные изменения.

У вейперов обнаруживаются биологически важные изменения в ДНК, такие же, как и у обычных курильщиков.

Эти специфические химические изменения, также известные как эпигенетические изменения, могут привести к нарушению работы генов — и обычно встречаются почти во всех типах рака человека, а также при других серьезных заболеваниях.

Полученные результаты дополняют растущий список проблем со здоровьем, связанных с вейпингом, который многие считают более безопасной альтернативой курению. При этом среди молодежи возросло потребление электронных сигарет, причем более 25% школьников США в настоящее время используют эти продукты.

В новом исследовании под руководством доктора медицинских наук Ахмада Бесаратинии изучалась группа людей, подходящих по возрасту, полу и расе, разделенная поровну на три категории: только вейперы, только курящие и контрольная группа: люди, которые не пили и не курили.

У всех участников исследования взяли образцы крови для анализа уровня двух типов эпигенетических меток ДНК: метильных групп в генетических последовательностях LINE-1 и гидроксиметильных радикалов по всему геному в целом.

Из 45 человек, принимавших участие в экспериментах, у тех, кто увлекался сигаретами (как электронными, так и обычными), наблюдалось значительное снижение уровней обеих химических меток по сравнению с контрольной группой.

«Это не значит, что у таких людей разовьется рак. Но мы видим, что изменения в химических метках, которые есть в опухолях раковых больных, также обнаруживаются у людей, которые вейпят или курят — предположительно, из-за воздействия вызывающих рак химических канцерогенов, присутствующих в сигаретном дыме и — на более низких уровнях — в испарениях электронных сигарет», — говорит один из авторов работы Ахмад Бессаратиния.

Авторы работы планируют продолжить свои исследования. Следующим шагом является изучение всего генома и выявление всех генов, на которые нацелены эти химические изменения у вейперов по сравнению с курильщиками.