Лекарство из прошлого. Как тысячелетний манускрипт может спасти человечество

29 июля 2020, 17:21

В Британской библиотеке нашли один из самых первых медицинских рецептов. Биологи предполагают, что это лекарство может помочь нам в борьбе с устойчивостью к антибиотикам.

Важнейшая проблема современной медицины — устойчивость людей к антибиотикам.

Из-за неправильного использования антибиотиков и мутации бактерий, препараты, которые с начала прошлого века защищали нас от серьезных заболеваний, постепенно становятся неэффективными.

Одно из возможных решений этой проблемы нашли ученые из Великобритании в средневековом медицинском манускрипте.

Этот манускрипт, возрастом около 1000 лет, хранится в Британской библиотеке, и он содержит рецепт древнего англосаксонского медицинского средства для лечения глазной инфекции.

Микробиологи из Уорикского университета считают, что это медицинское средство может бороться с бактериальными инфекциями биопленки, который противостоят лечению антибиотиками.

«Средство имеет особые перспективы для лечения синдрома диабетической стопы, что является супер-устойчивой инфекцией биопленки. Это огромное бремя для здоровья и экономики, поскольку болезнь действительно может стать неизлечимой», — говорят авторы открытия.

Эта болезнь проявляется в виде язв на ногах, которые вскоре могут быть полностью устойчивы к любому лечению антибиотиками, что может приводит к развитию сепсиса и ампутации ног у огромного количества пациентов.

В состав средства, которое описано в средневековом манускрипте, входят лук, чеснок, вино и желчные соли, которые, по заявлениям ученых, имеют антибактериальный потенциал и могут лечить диабетические инфекции.

Использование древних медицинских текстов в медицине не является новинкой: ученые из Китая смогли создать противомалярийный препарат Артемизин благодаря исследованию древних китайских текстов.

С помощью этих текстов ученые планировали обнаружить новые сферы для исследования в микробиологии, но теперь древние медицинские средства могут вновь стать актуальными для лечения устойчивых к антибиотикам инфекций.

В ближайшие годы ученые должны проверить химический состав соединений, описанных в манускрипте, их безопасность для организма человека, после чего новые лекарства на основе этого средства можно будет применять в различных видах терапии.

«Важно признать, что наиболее привлекательные и потенциальные противомикробные препараты в конечном итоге не могут быть превращены в продукт. Поэтому нам нужно быть очень реалистичными и проделать большую детальную работу, чтобы понять, будет ли это полезно», — говорят исследователи.

Напомним, пару лет назад в ВОЗ заявили о возможности наступления пост-антибиотической эры, если человечество не решит проблему устойчивости к антибиотикам. В такой эре эффективные антибиотики будут доступны только для очень состоятельных людей.

Эксперты из ВОЗ рекомендуют всегда искать другие пути лечения и обращаться к профессионалам, прежде чем пить антибактериальные средства; ни в коем случае не употреблять лекарства самостоятельно и не предлагать их другим людям; повышать уровень личной гигиены и заботиться о своем здоровье, чтобы избежать употребления антибиотиков в принципе.