Какая боль. Ученые открыли новый механизм восприятия

21 августа 2019, 12:16

Ученые из Каролинского института в Швеции обнаружили новый орган, который участвует в восприятии боли.

Это может привести к разработке новых обезболивающих препаратов, пишет Guardian.

Исследователи говорят, что обнаружили, что специальные клетки, которые окружают чувствительные к боли нервные клетки, по-видимому, участвуют в ощущении боли. Это открытие дает новое понимание боли.

«Главный вопрос для нас сейчас заключается в том, являются ли эти клетки причиной определенных видов хронических болевых расстройств», — сказал Guardian профессор Патрик Эрнфорс, соавтор исследования из Каролинского института в Швеции.

Авторы работы исследовали природу клеток кожи, которые, по их словам, в значительной степени игнорировались. Это разновидность клетки Шванна, которые обволакивают нервные клетки и помогают им выжить.

Исследование показало, что эти клетки Шванна имеют форму осьминога. После изучения тканей, группа обнаружила, что тело клеток находится ниже внешнего слоя кожи, но у этих клеток есть длинные удлинения, которые обертывают концы чувствительных к боли нервных клеток, которые простираются в эпидермис, внешний слой кожи.

Ученые были удивлены результатами, так как давно считалось, что окончания нервных клеток в эпидермисе были голыми. «В области боли мы говорим о свободных нервных окончаниях, которые отвечают за болевые ощущения. Но на самом деле они не свободны», — сказал Эрнфорс.

Самым большим открытием команды было то, что эти клетки Шванна могут чувствовать боль. Открытие было сделано с использованием оптогенетики, в которой исследователи генетически модифицировали мышей, чтобы клетки Шванна в коже их ног производили белок, который мог поглощать свет.

Когда свет попадает на клетки, этот белок изменяется, воздействуя на мембрану и вызывая сдвиг в электрическом заряде клеток — другими словами, клетки стимулируются.

Когда свет попал на эти клетки, мыши подняли ноги. Они также показали поведение, включая облизывание, встряхивание и защиту своих лап — признаки того, что стимуляция этих клеток Шванна вызывала боль.

По мере увеличения длительности световых импульсов количество соседних нервных клеток увеличивалось, подтверждая мысль о том, что эти шванновские клетки посылают сигнал в мозг через нервные клетки.

Это говорит о том, что особые клетки Шванна важны для ощущения боли — по крайней мере, для механического повреждения. Исследователи говорят, что благодаря специальным клеткам Шванна и нервам, которые они поглощают, образуя сеть, они обнаружили новый орган, чувствительный к боли.

«Это двухклеточный рецепторный орган: нервная и шванновская клетки вместе», — сказал Эрнфорс.