Без пересадок. Ученые открыли клетки, которые могут восстанавливать печень

31 июля 2019, 11:09

Биологи обнаружили новые клетки в печени взрослого человека. Они похожи на эмбриональные стволовые клетки и способны восстанавливать повреждения органов.

В перспективе это может позволить отказаться от трансплантации печени, пишет New Atlas.

Новое исследование, проведенное учеными из Королевского колледжа Лондона, описывает эту клетку как обладающую «свойствами, подобными стволовым клеткам», с потенциалом регенерации поврежденных клеток печени и лечения заболеваний в органе без необходимости трансплантации.

Возможно, в будущем совершенно новое лечение заболеваний печени может устранить необходимость в пересадке, регенерируя больные или поврежденные клетки печени. Используя метод, названный секвенированием РНК с одной клеткой, исследователи тщательно изучили человеческие эмбриональные и взрослые органы и обнаружили специфический тип клеток, называемый гепатобилиарной гибридной клеткой-предшественником (HHyP).

Когда плод развивается, клетки HHyP действуют как предшественники двух основных типов зрелых клеток печени, гепатоцитов и холангиоцитов. Но что самое интересное, новое исследование показывает наличие небольших количеств этих клеток HHyP у взрослых. Последствия этого открытия предполагают возможность нескольких видов лечения, которые могли бы регенерировать поврежденные клетки.

«Впервые мы обнаружили, что клетки с истинными свойствами, подобными стволовым клеткам, вполне могут существовать в печени человека. Это, в свою очередь, может обеспечить широкий спектр применения регенеративной медицины для лечения заболеваний печени», — говорит ведущий автор нового исследования Тамир Рашид.

Одна гипотетическая возможность, поднятая исследованием, состоит в том, что индуцированные стволовые клетки могут быть превращены в клетки HHyP и затем трансплантированы в поврежденную печень, возможно, регенерируя поврежденную ткань. Кроме того, исследователи предполагают возможность запуска активности в клетках HHyP, уже находящихся в печени человека, для восстановления любого повреждения.

«Теперь нам нужно работать быстро, чтобы открыть рецепт для преобразования стволовых клеток в HHyP, чтобы мы могли трансплантировать эти клетки пациентам по желанию. В более долгосрочной перспективе мы также будем работать над тем, чтобы выяснить, сможем ли мы перепрограммировать HHyP в организме», — объясняет Рашид.