Преодолеть мутации. Антибиотики оказались полезны при лечении слабоумия

10 января 2020, 17:52

Исследователи из Медицинского колледжа Университета Кентукки обнаружили, что класс антибиотиков под названием аминогликозиды может быть средством лечения одного их видов деменции.

Этот вид деменции или старческого слабоумия широко распространен в мире, отмечают авторы работы.

Лобно-височная деменция является второй наиболее распространенной деменцией после болезни Альцгеймера. Обычно этот вид старческого слабоумия начинается в возрасте от 40 до 65 лет и затрагивает лобные и височные доли мозга, что приводит к изменениям поведения, затруднениям при разговоре и письме и ухудшению памяти.

Подгруппа пациентов с лобно-височной деменцией имеет специфическую генетическую мутацию, которая не позволяет клеткам мозга вырабатывать белок програнулин. Хотя это вещество не полностью исследовано, его отсутствие достоверно связано с заболеванием.

Группа во главе с Хайнингом Чжу, профессором кафедры молекулярной и клеточной биохимии Великобритании, обнаружила, что после добавления аминогликозидных антибиотиков к нейрональным клеткам с этой мутацией клетки начали производить програнулин, игнорируя мутацию.

«Мозговые клетки этих пациентов имеют мутацию, которая препятствует выработке програнулина. Команда обнаружила, что, добавив небольшую молекулу антибиотика к клеткам, мы можетм „обмануть“ клеточный механизм», — сказал Мэтью Джентри, соавтор исследования и профессор на кафедре молекулярной и клеточной биохимии.

Исследователи обнаружили, что два специфических аминогликозидных антибиотика — гентамицин и G418 — были эффективны в устранении мутации и создании функционального белка програнулина. После добавления молекул гентамицина или G418 в пораженные клетки уровень белка програнулина восстанавливался примерно до 50−60%.

Эти результаты могут быть важными для разработки лекарств, поскольку в настоящее время не существует эффективных методов лечения любого типа деменции.

Ранее НВ сообщало, что 14-летнее исследование показало, что у разведенных людей шансы на снижение умственных способностей более чем в два раза выше, чем у женатых.

У разведенных мужчин ситуация еще хуже: вероятность развития деменции у них в 2,6 раза выше, чем у женатых мужчин, в то время как у разведенных женщин риск на 30% выше, чем у замужних женщин.