Поздно ложишься? Ученые смогут превращать сов в жаворонков и наоборот — исследование

7 мая 2021, 08:03

Исследователи определили набор генов, которые контролируют циркадные ритмы. Это естественный процесс, который управляет режимами сна и бодрствования у людей, животных и растений.

За циркадными ритмами стоит более сложная сеть генов, чем было известно ранее. Ее исследование является ключом к понимаю того, как работает этот биологический процесс, и что потенциально в них можно менять.

В своей статье, которую можно прочитать в журнале Applied Physics Reviews, ученые из Пенсильванского университета описали статистическую модель, которую они использовали, чтобы идентифицировать все гены, участвующие в этой сети. С помощью ученых из других дисциплин они планируют понять, как именно работают циркадные ритмы, чтобы кто-то был более продуктивным рано утром, а кто-то — ближе к вечеру или ночи, пишет Science Daily.

Это поможет создавать препараты, которые смогут превратить сов в жаворонков и наоборот. Это может быть полезно для людей, которые привыкли вставать поздно, но которым для работы или учебы нужно менять свой ритм жизни.

Также ученые рассказали, что за этими исследованиями кроется большой потенциал для борьбы с депрессией, тревожностью, увеличением веса и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Эти болезни часто связывают с нарушением циркадных ритмов.

Более того, подобные процессы есть не только у людей, но и у животных с растениями. Например, ученые обсуждают возможность создания пшеницы, которая сможет расти при низких температурах или с меньшим количеством солнечного света. Также можно будет поменять гены этой культуры так, чтобы убрать ее склонность «отдыхать» в середине дня, добившись того, что пшеница будет расти целый день, а не пол дня. Это приведет к повышению урожайности.