Некоторым повезло. Ученые определили фактор, который вызывает потерю обоняния при COVID-19

19 января, 14:15
Потеря обоняния частично зависит от генов (Фото:REUTERS/Jose Cabezas)

Согласно новому исследованию, генетический фактор может объяснить, почему лишь некоторые люди теряют обоняние и вкус при заражении COVID-19.

Группа ученых из американской биотехнологической компании 23andMe обнаружила, что люди с двумя определенными генами на 11% чаще теряют способность чувствовать запахи или вкусы из-за инфекции COVID-19.

«Как именно мы переходим от инфекции к потере обоняния, остается неясным. Ранние данные свидетельствуют о том, что опорные клетки обонятельного эпителия чаще всего заражаются вирусом, и, предположительно, это приводит к гибели самих нейронов», — сказал Джастин Тернер, доктор медицинских наук, доцент отоларингологии в Университете Вандербильта, который не участвовал в исследовании.

«Но мы на самом деле не знаем, почему и когда это происходит, и почему это происходит преимущественно у определенных людей», — добавил ученый.

Исследователи из 23andMe, компании, которая занимается биотехнологиями, провели исследование в рамках более крупного проекта по борьбе с COVID-19, в котором участвуют жители США и Великобритании. Они проанализировали данные почти 70 000 человек, принявших участие в онлайн-опросах после получения положительного результата теста на коронавирус. Среди них 68% сообщили о потере обоняния или вкуса в качестве симптома.

Исследовательская группа сравнила генетические различия между теми, кто потерял обоняние и вкус, и теми, кто этого не сделал. Они обнаружили, что два обонятельных гена — UGT2A1 и UGT2A2 — связаны с потерей обоняния и вкуса при COVID-19. Генетический фактор риска повышает вероятность того, что человек с COVID-19 потеряет обоняние или вкус на 11%.

Исследовательская группа также обнаружила, что женщины на 11% чаще, чем мужчины, сообщают о потере обоняния и вкуса. Около 73% из тех, кто сообщил о потере обоняния и вкуса, были в возрасте от 26 до 35 лет.

Исследователи не уверены, как вовлечены эти гены, хотя они подозревают, что инфицированные клетки могут привести к потере обоняния. Как правило, гены экспрессируются в тканях внутри носа, связанных с обонянием, и играют роль в обработке веществ, имеющих запах.

Ранее НВ писал, что ученые из Оксфордского университета показали, что ген LZTFL1 почти вдвое увеличивает риск тяжелого течения COVID-19.

Этот ген встречается встречается у 60% людей южноазиатского происхождения и только у 15% этнических европейцев, выяснили генетики.

Большинство людей с COVID-19 не попадают в больницу, но некоторые заболевают очень тяжелой формой болезни. Уже на первой волне стало ясно, что группы этнических меньшинств в Великобритании с большей вероятностью умирали от COVID-19.

Частично этот более высокий риск связан с социально-экономическими факторами. Например, представители этнических меньшинств в Великобритании с большей вероятностью будут жить в густонаселенных районах. Но 60% людей южноазиатского происхождения несут версию гена LZTFL1 с более высоким риском по сравнению с 15% среди белых людей и только 2% людей африканского или афро-карибского происхождения.