Волшебные грибы. Ученые объяснили, как псилоцибин изменяет сознание человека

5 июня 2020, 11:53
НВ Премиум

Ученые из нидерландского университета провели уникальное исследования биологического механизма, который изменяет сознание человека под действием галлюциногенных грибов. Оказалось, что психотропное вещество влияет на передачу информации между нейронами в мозге.

«Я ощутил присутствие мультивселенной!», — именно так описал свой опыт употребления псилоцибиновых грибов популярный американский миколог Пол Стемец в подкасте Джо Рогана.

С древних времен люди знали о психотропных свойствах галлюциногенных грибов, использовали их для различных религиозно-мистических ритуалов и называли «волшебными» или «магическими».

Активное вещество в этих «магических» грибах — псилоцибин, которое во многих странах, включая Украину, занесено в список запрещенных наркотиков.

Недавно представители Маастрихтского университета в Нидерландах опубликовали результаты первого в своем роде исследования биологического механизма, который отвечает за изменение сознания человека под действием псилоцибина.

Биологи исследовали самый распространенный феномен от употребления псилоцибина, во время которого эго человека «растворяется», и у него пропадает способность субъективного познания себя и окружающей среды.

Сообщается, что для некоторых людей такой опыт позволяет в буквальном смысле расширить сознание и по-новому ощутить свое существование, а для других является пугающим и даже может привести к серьезным психическим заболеваниям.

В новом слепом плацебо-контролируемом эксперименте ученые впервые исследовали, как употребление псилоцибина влияет на мозговую активность. Авторы исследования пришли к выводу, что к психотропному эффекту псилоцибина приводит изменение уровня глутамата в важнейших частях мозга — его коре и гиппокампе.

Глутамат — это нейротрансмиттер, химическое вещество, которое отвечает за передачу информации по всему мозгу и нервной системе.

С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) ученые проанализировали мозговую активность 60 здоровых людей, некоторые из которых, сами того не зная, принимали псилоцибин.

Согласно результатам исследования, у добровольцев, которые приняли псилоцибин, обнаружили высокий уровень глутамата в префронтальной коре мозга, и пониженный уровень глутамата в гиппокампе.

Ученые объяснили, что именно уровни глутамата в разных частях мозга влияли на изменение сознания и позитивный или негативный опыт употребления псилоцибина.

«Изменения глутамата в коре мозга были признаны самым сильным индикатором растворения эго с негативным опытом, изменения глутамата в гиппокампе отвечали за растворение эго с положительным опытом», — указали авторы работы.

Биологи предположили, что подобные психоделические вещества отделяют разные области мозга друг от друга и изменяют уровень передачи информации между ними. Вероятно, поэтому под действием псилоцибина у людей может пропадать ощущение личной идентичности.

По словам ученых, исследование влияния психоделических веществ на организм человека необходимо для разработки разных методов лечения пациентов, у которых есть проблемы с психическим здоровьем.

«Сейчас растет интерес к терапевтическим свойствам серотонинергических веществ 5-HT2A (т. е. психоделиков), таких как псилоцибин, для лечения различных психических расстройств, включая устойчивую депрессию, тревожность, зависимость и посттравматический синдром. Искажения собственного опыта восприятия являются критическим симптомом этих расстройств, и полученные данные показывают, что терапевтическая эффективность психоделиков тесно связана с уровнем самосознания во время лечения», — объясняет автор исследования из кафедры нейропсихологии и психофармакологии Маастрихтского университета Наташа Мейсон.