Польза жира. Ученые нашли новый подход к лечению диабета

11 ноября 2019, 11:08

Согласно новому исследованию, белок адипсин, который вырабатывается в жировых отложениях, помогает защищать клетки, которые вырабатывают инсулин, от разрушения при диабете 2 типа.

Среди людей среднего возраста более высокие уровни белка в крови также были связаны с защитой от диабета 2 типа, отметили авторы работы.

«Большая проблема, связанная с диабетом 2 типа, заключается в том, что бета- клетки перестают функционировать должным образом и исчезают», — сказал старший автор работы, доктор Джеймс Ло, доцент кафедры медицины и фармакологии.

Около 30 миллионов человек в Соединенных Штатах страдают диабетом, и до 95% этих людей имеют форму заболевания 2 типа, при которой организм перестает реагировать на инсулин, а бета-клетки поджелудочной железы постепенно прекращают вырабатывать его в достаточном количестве.

По словам доктора Ло, некоторые из доступных в настоящее время препаратов, предназначенных для бета-клеток, имеют побочные эффекты, такие как слишком сильное снижение уровня глюкозы в крови. Кроме того, не существует проверенных способов предотвращения потери бета-клеток. Люди с диабетом 2 типа, чьи бета-клетки не работают должным образом, должны вводить инсулин для поддержания стабильного уровня глюкозы в крови.

Ученые из Weill Cornell Medicine и NewYork-Presbyterian сначала провели исследование, в котором они увеличили уровни адипсина у мышей с диабетом 2 типа. Они обнаружили, что адипсин оказывал долгосрочное положительное влияние на диабет, улучшая уровень сахара в крови и повышая уровень инсулина, помогая предотвратить гибель бета-клеток.

Также они определили, что адипсин активирует молекулу, называемую С3а, которая защищает и поддерживает функцию бета-клеток. Они также обнаружили, что C3a подавляет фермент, называемый DUSP26, который может повредить бета-клетки и вызвать их гибель.

Затем исследователи напрямую заблокировали активность DUSP26 в бета-клетках человека и обнаружили, что это лечение защищает бета-клетки от гибели. Точно так же, когда они подавляли активность DUSP26 у мышей, бета-клетки становились более здоровыми.

Кроме того, уровни адипсина коррелировали с количеством подкожного жира, который хранится только под кожей, а не висцеральным жиром, хранящимся в брюшной полости. «Большинство людей думают, что жир связан с чем-то плохим, но все гораздо сложнее. Подкожный жир более доброкачественный или даже защитный по сравнению с висцеральным», — подчеркнули авторы работы.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, в какой мере ли высокий уровень адипсина у людей защищает их от развития диабета и может ли повышение уровня адипсина снизить риск развития диабета в определенных группах населения.