Кошмар судмедэксперта. Американец нашел в своей сперме чужую ДНК

13 декабря 2019, 10:48

После пересадки костного мозга человек с лейкемией обнаружил, что ДНК его донора попала в самые неожиданные части его тела. Криминальная лаборатория сейчас изучает дело.

Через три месяца после пересадки костного мозга Крис Лонг из Рино, штат Невада, узнал, что ДНК в его крови заменилась на ДНК его донора.

А через четыре года после спасательной процедуры пересадки мозга оказалась затронута не только кровь мистера Лонга. Мазки его губ и щек содержали его ДНК — но также и его донора. Еще более удивительным для мистера Лонга и его коллег из криминалистической лаборатории было то, что вся ДНК в его сперме принадлежала его донору.

«Я думал, что это невероятно, что я могу исчезнуть, и может появиться кто-то еще», — сказал он.

Таким образом, мистер Лонг стал химерой, существом с двумя наборами ДНК. Слово берет свое название от существа в греческой мифологии, состоящего из частей льва, козы и змея. Врачи и криминалисты давно знают, что определенные медицинские процедуры превращают людей в химер, но где именно обнаруживается ДНК донора — помимо крови, — редко изучают.

Ежегодно десятки тысяч людей получают пересадку костного мозга при раке крови и других заболеваниях крови, включая лейкоз, лимфому и серповидно-клеточную анемию. Хотя маловероятно, что кто-либо из них окажется преступником или жертвой преступления, такая ситуация в теории может поставить криминалистов в тупик.

При этом обычному врачу не нужно знать, где ДНК донора будет присутствовать у пациента. Это потому, что этот тип химеризма вряд ли будет вредным. И при этом процедура не должна изменить человека.

«Их мозг и их личность должны оставаться неизменными», — сказал Эндрю Резвани, медицинский директор стационарного отделения трансплантации крови и костного мозга в Медицинском центре Стэнфордского университета.

Он добавил, что пациенты также иногда спрашивают его, что означает для мужчины наличие в крови женских хромосом или наоборот. «Это не имеет значения», — сказал он.

Но для судмедэксперта это другая история. Предполагается, что следователи по уголовным делам, собирающие доказательства ДНК с места преступления, исходят из того, что каждая жертва и каждый преступник оставляют после себя один отпечаток ДНК, а не два, включая гены человека, который моложе на 10 лет и живет на другом континенте.

И поэтому Рене Ромеро, управлявшая криминалистической лабораторией в офисе шерифа округа Уошу, увидела возможность, когда ее друг и коллега Крис Лонг сказал ей, что его врач нашел подходящую пару и ему предстоит пересадка костного мозга.

«Перед тем как приступить к этой процедуре, мы должны изучить тебя, чтобы увидеть, как эта ДНК захватывает твое тело», — вспоминает она диалог с Крисом Лонгом.

Четыре года спустя, когда мистер Лонг был в состоянии ремиссии и вернулся на работу, эксперимент госпожи Ромеро продолжался при поддержке ее коллег из криминалистической лаборатории. Мазки, собранные с его губ, щек и языка, показали, что в них также содержалась ДНК его донора, причем проценты менялись с годами. Из собранных образцов, только его грудь и волосы на голове не были затронуты. Самым неожиданным было то, что через четыре года после процедуры ДНК в его сперме была полностью заменена ДНК его донора.

«Мы были немного шокированы тем, что Криса больше как бы не было вообще», — сказала Дарби Стиенметц, криминалист из офиса шерифа округа Уошу.

Если другой пациент отреагирует аналогичным образом на пересадку, и этот человек попробует совершить преступление, это может ввести в заблуждение следователей, говорит Бритни Чилтон, криминалист из отдела криминалистики Управления шерифа.

Специфика ситуации господина Лонга поднимает еще один неизбежный вопрос: что произойдет, если у него будет ребенок? Передаст ли он гены своего немецкого донора или свои собственные будущему потомству? К сожалению, ответить на этот вопрос нельзя, потому что у Криса Лонга была вазэктомия после рождения его второго ребенка.

Каждый, кто рассматривал дело мистера Лонга, соглашается с одной вещью: он является живым, уникальным примером, и невозможно сказать, сколько других людей реагируют на пересадку костного мозга так же, как он. Со своей стороны, Лонг сказал, что надеется встретиться со своим донором во время предстоящей поездки в Германию и поблагодарить его лично за спасение его жизни.