Дорогой ценой. Ученые выяснили, как повлияла бубонная чума на ДНК европейцев

20 октября, 11:36
Бубонная чума оставила в живых людей со сбоем в одном гене (Фото:unsplash)

Согласно новейшим данным американских исследователей, выжить с бубонной чумой могли лишь зараженные, имеющие определенный ген. У многих современных людей он тоже есть, однако это не идет на пользу их здоровью.

В последнем исследовании популяционный генетик Луис Баррейро из Чикагского университета и его коллеги собрали образцы, содержащие ДНК, из останков 516 человек в Лондоне и Дании. Все они умерли между 1000 и 1800 годами, и среди них было много погибших от Черной смерти.

Исследователи изучили участки ДНК на наличие генов, связанных с иммунитетом, и участки, связанные с аутоиммунными и воспалительными заболеваниями.

Они определили четыре места на хромосомах, где были видны убедительные генетические изменения, вызванные бубонной чумой. Они отметили, что наиболее часто встречаются изменения в гене ERAP2.

При заражении Y. pestis иммунные клетки людей с измененным вариантом ERAP2 более эффективно уничтожали бактерии, чем клетки без этой версии.

Но что любопытно, мутации в этом участке кода часто присутствуют и у людей, страдающих болезнью Крона.

Это исследование стало одним из важных открытий в области изучения бубонной чумы, уносившей жизни до 60% инфицированных. C учетом широкого распространения чумы, логично предположить, что мутация спасающего от нее гена стала более распространенной.

Однако этот ген вызывает болезнь Крона далеко не во всех случаях, Генетики говорят, что для ее возникновения должны совпасть многие факторы.

Ученые подсчитали, что вариант ERAP2 повысил шансы выжить во время Черной смерти на целых 40%, и при этом лишь незначительно увеличил риск болезни Крона, до сих пор являющейся довольно редкой.

Ранее в этом году ученые также выяснили, где откуда именно пришла в Европу чума.