Что тебе снится? Ученые научились проникать в сны людей, чтобы общаться с ними

19 февраля 2021, 20:03

Исследователи приоткрыли завесу тайны сновидений — они научились общаться в реальном времени с людьми во время того, как те спали. Это явление называется «интерактивное сновидение».

«Мы обнаружили, что люди, находящиеся в фазе быстрого сна, могут взаимодействовать с экспериментатором и общаться в реальном времени», — заявляет старший автор исследования Кен Паллер из Северо-Западного университета.

Сон — неотъемлемая часть жизни человека. Принято считать, что сон имеет решающее значение для надежного хранения воспоминаний, созданных в течение дня. Но до сих пор мало что известно об этом процессе и о том, какую роль в нем могут сыграть сны.

Многим знакомо чувство, когда ты только просыпаешься и вспоминаешь сон во всех деталях, а потом с каждой минутой он все больше улетучивается из головы. В конце концов сон практически забывается и анализировать его, а также его влияние на наш мозг и память становится намного сложнее. Но если бы у нас была возможность рассказывать о том, что мы видим, прямо во время сна?

Именно «общение» со спящими людьми и хотела изучить команда ученых из четырех стран. Свое исследование они опубликовали в журнале Current Biology.

В этом им должны были помочь люди, которые испытывают осознанные сновидения — это особое состояние сознания, когда человек осознает, что спит, и что ему снятся сны. Исследование осознанных сновидцев в 2018 году показало, что они могут подавать сигналы сторонним наблюдателям с помощью движений глаз во время сна.

«Наша экспериментальная цель сродни поиску способа поговорить с космонавтом, который находится в другом мире, но в данном случае мир полностью сфабрикован на основе воспоминаний, хранящихся в мозгу», — цитирует исследователей EurekAlert!.

Для участия в эксперименте ученые набрали 36 человек, которые должны были войти в состояние осознанных сновидений.

Исследование необычно тем, что включает в себя четыре независимо проведенных эксперимента с использованием разных подходов для достижения схожей цели.

Для исследования отобрали как тех людей, которые практикуют подобное в обычной жизни, так и тех, кто не особо знаком с подобной техникой — их ученые попытались научить начинать осознанное сновидение, когда они слышали определенный звук во время сна. Был также 1 человек, больной нарколепсией — он, кстати, показал один из лучших результатов взаимодействия с «реальным» миром во сне.

Исследователи подтвердили, что участники вошли в фазу быстрого сна ((REM), поместив электроды рядом с глазами, на кожу головы и подбородок. Измеряя активность, такую ​​как мозговые волны и движения глазных яблок, можно определить, вошел ли человек в это состояние глубокого сна.

Затем некоторых участников попросили подтвердить, что они были во сне, с заранее заданной глазной реакцией, в которой они двигали глазами определенным образом влево-вправо. В других группах ученые общались при помощи слов и прикосновений, а с кем-то использовали мигающий свет, пишет Gizmodo.

Во время сна спящие люди могли отвечать только при помощи движений глаз и мимикой. За 57 сеансов сна участники смогли сигнализировать о том, что они вошли в осознанный сон, движением глаз в 26% случаев. При этом, почти в половине случаев ученым удавалось получить хотя бы один правильный ответ на вопрос с помощью движений глаз или искажений лица сновидца.

Например, исследователи попросили 19-летнего американского участника вычесть шесть из восьми, пока он находился в осознанном сне, и он правильно обозначил ответ «два» двумя движениями глаз слева направо. Когда его спросили снова, он повторил правильный ответ.

Некоторые также могли не только правильно решать простые математические задачи, но и отвечать на вопросы во время нахождения в фазе быстрого сна. Это доказывает, что существует «относительно неизученный канал связи», который дает возможность изучения снов с совершенно другой стороны, цитирует исследователей Vice.

Важно отметить, что не все люди отвечали на запросы ученых — 60% их вопросов осталось без ответа.

После пробуждения многие участники могли вспомнить, как ученые пытались с ними связаться во время сна. Некоторые заявили, что это было похоже на радио-динамик, кому-то это напомнило диктора, который начитывает происходящее со стороны, а кто-то просто слышал голос и понимал, что он звучит из «реального» мира.

Как участники эксперимента реагировали на ученых, которые
Как участники эксперимента реагировали на ученых, которые "проникали" в их сны / Фото: Current Biology / Real-time dialogue between experimenters and dreamers during REM sleep

Но было и такое, что люди не могли четко вспомнить, что происходило с ними во сне. Некоторые вспоминали «неправильные» вопросы — те, которые ученые им не задавали. Это еще больше подчеркивает сложность точного воссоздания сновидений, когда человек просыпается.

Тем не менее, исследование планируют продолжать с помощью дополнительных экспериментов, которые исследуют возможности двустороннего общения с осознанными сновидцами.

За пределами лаборатории подобные методы общения можно использовать для помощи людям, например, для психологической помощи во время сна, проработки проблем или помощи с тем, чтобы справиться с кошмарами.

«Сейчас мы изучаем возможности проведения экспериментов в домашних условиях, а не в лаборатории. В этом могут быть некоторые преимущества, поскольку люди не будут подвержены влиянию необычной среды или технологий мониторинга, которые мы используем», — говорил Паллер.

Одно из направлений, которое они изучают для будущих исследований, — это использование приложения для смартфонов, которое учит людей как видеть осознанные сновидения и как улучшить их. Таким образом люди будут лучше пользоваться осознанными сновидениями, благодаря чему смогут лучше общаться с «реальностью» из мира грез. Также ученые просят тех, кто будет пользоваться приложением, заполнять опросники, чтобы они могли использовать их результаты в следующих работах.