Полезная сладость. Ученые смогли убить раковые клетки молочным сахаром

17 июня 2020, 18:22

Исследовательская группа из США обнаружила, что раковые клетки AKT-типа, которые часто встречаются при раке молочной железы, могут быть убиты обычным молочным сахаром, галактозой.

Оказалось, что раковые клетки этого типа могут питаться только одним типом сахара, а от другого — умирают.

Как и любые клетки в организме, раковые клетки нуждаются в сахаре, а именно в глюкозе, для подпитки и роста клеток. Раковые клетки, в частности, перерабатывают глюкозу с гораздо большей скоростью, чем нормальные клетки. Однако исследователи из Департамента химической инженерии и материаловедения семейства Морских Исследователей США Витерби обнаружили слабость распространенного типа раковых клеток: негибкость сахара. То есть, когда раковые клетки подвергаются воздействию другого типа сахара — галактозы — клетки не могут адаптироваться и погибнут.

В статье ученых описывается, как онкогены, гены, вызывающие рак, также могут привести к тому, что раковые клетки станут негибкими к потреблению сахара. Обычно клетки растут путем метаболизма глюкозы, но большинство нормальных клеток также могут расти с использованием галактозы. Тем не менее, команда обнаружила, что клетки, обладающие общим канцерогенным геном по имени AKT, не могут обрабатывать галактозу, и поэтому они умирают при воздействии этого типа сахара.

Авторы работы выяснили, что воздействие на клетки галактозой заставляет их активировать окислительный метаболизм, при котором кислород используется для преобразования сахаров в энергию, в отличие от гликолитического метаболизма, где энергия получается из глюкозы.

Это открытие не означает, что сама галактоза будет эффективным средством лечения раковых клеток типа АКТ, но оно действительно обнаружило фундаментальный недостаток в этих клетках, который приводит к их гибели.

«То, что мы пытаемся сделать, — это использовать системный подход, чтобы понять это, поэтому мы можем использовать какой-либо тип целевой лекарственной или генной терапии, которая может вызвать аналогичный эффект и заставить клетку перейти в это окислительное состояние», — подчеркнули авторы работы.

Результаты исследования также показали, что, хотя окислительный процесс, вызванный галактозой, действительно приводил к гибели раковых клеток типа АКТ, когда клетки подвергались другой генетической мутации, MYC, галактоза не убивала клетки.

В будущем главная задача команды — выяснить, какие типы комбинированных методов лечения следует применять для исследования раковых клеток с геном AKT, чтобы получить более эффективные терапевтические средства.

Добавим, недавнее исследование показало, что сильный стресс может провоцировать развитие рака кожи. В частности, датские и британские ученые предположили, что психологический стресс от утраты партнера является фактором риска развития меланомы.

В исследовании, которое включало информацию из британского реестра исследований и клинической практики, исследователи обнаружили, что утрата партнера была связана с уменьшенным риском диагноза меланомы, но с повышенным риском смерти после постановки диагноза.

Они обнаружили, что у пациентов с меланомой, перенесших тяжелую утрату, риск смерти от меланомы на 17% выше, чем у тех, кто не перенес тяжелую утрату, с аналогичными результатами, наблюдаемыми как в Великобритании, так и в Дании.

В то время, как предыдущие исследования предполагали связь между различными типами стресса и прогрессированием меланомы, которая, возможно, сыграла свою роль в открытии, авторы новой работы предполагают, что альтернативное объяснение может заключаться в том, что у скорбящих людей больше нет близкого человека, чтобы помочь заметить изменения кожи.