Не увлекайтесь. Ученые доказали, что антибиотики повышают риск болезни Паркинсона

25 ноября 2019, 11:05

По данным недавно опубликованного исследования в Хельсинкской университетской больнице, частое употребление распространенных антибиотиков связано с повышенным риском болезни Паркинсона.

Наиболее сильные связи были обнаружены для антибиотиков широкого спектра действия и тех, которые действуют против грибков, отмечают медики.

Время воздействия антибиотиков также, казалось, имело значение. Эта связь может быть объяснена их разрушительным воздействием на кишечную микробную экосистему.

«Связь между воздействием антибиотиков и болезнью Паркинсона соответствует текущему мнению, что у значительной части пациентов патология Паркинсона может возникать в кишечнике, за годы до появления типичных моторных симптомов Паркинсона, таких как медлительность, мышечная недостаточность и дрожание конечностей. Было известно, что бактериальный состав кишечника у пациентов с болезнью Паркинсона является ненормальным, но причина была неясна. Наши результаты показывают, что некоторые широко используемые антибиотики, которые, как известно, оказывают сильное влияние на микробиоту кишечника, могут быть таким фактором», — говорит руководитель исследовательской группы, невропатолог Филип Шеперянс.

Патологические изменения, характерные для болезни Паркинсона, наблюдались в кишечнике за 20 лет до постановки диагноза. Запор, синдром раздраженного кишечника и воспалительное заболевание кишечника были связаны с более высоким риском развития болезни Паркинсона.

Ранее было показано, что воздействие антибиотиков вызывает изменения в микробиоме кишечника, и их использование связано с повышенным риском ряда заболеваний, таких как психические расстройства и болезнь Крона. Однако эти заболевания или повышенная восприимчивость к инфекции не объясняют наблюдаемой в настоящее время взаимосвязи между антибиотиками и болезнью Паркинсона.

«Открытие может также иметь значение для практики назначения антибиотиков в будущем. В дополнение к проблеме устойчивости к антибиотикам, назначение антимикробных препаратов также должно учитывать их потенциально длительное воздействие на микробиом кишечника и развитие некоторых заболеваний», — подчеркнули авторы работы.

Возможная связь воздействия антибиотиков с болезнью Паркинсона была исследована с использованием данных, полученных из национальных реестров. В исследовании сравнивалось воздействие антибиотиков в течение 1998−2014 годов у 13 976 пациентов с болезнью Паркинсона и сравнивалось с 40 697 не затронутыми этой болезнью лицами, подобранными по возрасту, полу и месту жительства.

По словам исследователей, наиболее опасны могут быть антибиотики широкого спектра действия и те, которые применяются против анаэробных бактерий и грибков.