Коронавирус мутирует. Что это значит для всех нас - фото
НВ Премиум

Коронавирус мутирует. Что это значит для всех нас

7 мая 2020, 20:00

Разбираемся, что известно ученым о новых штаммах коронавируса и могут ли они быть опасными для людей

Ученые из США обнаружили новый штамм коронавируса SARS-CoV-2, который, по их данным, является еще более заразным. Биологи предполагают, что такие мутации могут быстрее распространяться в обществе и делают людей уязвимыми к повторному инфицированию.

В некоторых странах всерьез обсуждают введение иммунных паспортов, — эти документы позволят не придерживаться правил карантина тем, кто уже переболел COVID-19.

Однако, ученые выступают против таких паспортов, поскольку им до сих пор неизвестна природа нового коронавируса SARS-CoV-2, который вызывает болезнь COVID-19.

Пока неизвестно, может ли иммунитет защитить тех, кто перенес болезнь, и появляется ли он вообще. Мало того, в разных странах подтверждали повторные случаи заражения коронавирусом, что ставит под сомнение эффективность «иммунного паспорта».

Решением этих проблем может стать изучение мутаций вируса — новых штаммов SARS-CoV-2. Об одном из таких на днях заявили биологи из США, которые подтвердили, что обнаруженная мутация коронавируса еще более заразна и делает людей уязвимыми к повторному заболеванию COVID-19.

Что известно о мутациях коронавируса и как они могут повлиять на развитие пандемии — давайте разбираться вместе.

Pixabay

Фото: Pixabay

Заразный мутант

На днях представители Национальной лаборатории в Лос-Аламос, штат Нью-Мексико, опубликовали результаты своего исследования, согласно которым обнаруженный штамм SARS-CoV-2 является еще более заразным, чем версия вируса, распространявшаяся в начале пандемии.

Авторы работы указывают, что новый штамм коронавируса — D614G — появился в феврале 2020-го в Европе, быстро распространился на Восточное побережье США и уже к середине марта стал главным штаммом, который приводил к большинству заражений по всему миру.

Не исключено, что именно с этим связаны вспышки заболеваний COVID-19 в разных странах к середине весны текущего года.

Новое исследование американских биологов также может подорвать предыдущие заявления ученых о том, что вирус SARS-CoV-2 является стабильным и для него не характерны сильные мутации, как в случае с гриппозными вирусами.

В Лаборатории Лос-Аламос выяснили, что мутация D614G влияет на так называемые «шипы» на внешней стороне коронавируса, благодаря которым патоген может проникать в дыхательные клетки человека.

Изменения этих шипов повысили вероятность проникновения вируса в организм человека и сделали SARS-CoV-2 еще более заразным. Поэтому ученые говорят, что мутировавший вирус распространялся в мире гораздо быстрее, чем тот, из-за которого началась эпидемия в китайском городе Ухань.

«Эта история вызывает беспокойство, поскольку мы видим, что мутировавшая форма вируса очень быстро развивается и в марте она стала доминирующей формой пандемии. Когда вирусы с этой мутацией проникают в общество, они быстро захватывают локальную эпидемию, поскольку они более заразны», — написала в своем Facebook руководитель исследования Бетт Корбер, биолог из Лаборатории Лос-Аламос.

Сообщается, что исследование было основано на компьютерном анализе данных о более 6000 генетических последовательностей разных коронавирусов cо всего мира, собранных коммерческой организацией в Германии.

Биологи из Лос-Аламос вместе с ученым из нескольких университетов Великобритании обнаружили как минимум 14 мутаций SARS-СoV-2, и сфокусировались именно на штамме D614G, который приводит к изменениям в строении шипов вируса.

Другие исследователи говорят, что к подобным заявлениям стоит относиться серьезно и проверять данные экспериментально, поскольку они могут повлиять на разработку вакцины от COVID-19.

В случае с мутациями разных гриппозных вирусов новые вакцины могут разрабатывать каждый год, что может значительно усложнить борьбу с пандемией COVID-19.

В Лаборатории Лос-Аламос также подтвердили, что обнаруженная ими мутация может сделать людей уязвимыми к повторному инфицированию SARS-CoV-2.

Тем не менее, биологи говорят, что новый штамм D614G не вызывает более серьезные симптомы болезни и не приводит к повышенным рискам смертности от нее, хотя и распространяется среди людей быстрее.

Pixabay

Фото: Pixabay

Другие мутации

Как уже писал НВ, одну из «позитивных» мутаций коронавируса несколько недель назад обнаружила группа исследователей из Австралии и Тайваня, которые проанализировали более 100 образцов возбудителя SARS-CoV-2.

Оказалось, что новый штамм, в отличие от найденного учеными из США D614G, наоборот, снижал атакующие способности вируса.

В этом случае свою роль сыграли не менее «острые» шипы вируса, а его возможность соединения с рецептором ACE2 в клетках человека.

Этот рецептор находится на поверхности многих клеток человека, в том числе и в легких. Рецептор ACE2 также был точкой входа для другого коронавируса SARS, который вызвал вспышку атипичной пневмонии в 2002−2003 годах.

Некоторые ученые предполагают, что ACE2 активируется в клетках курильщиков, поэтому они могут быть более уязвимы к респираторным вирусам, включая SARS-CoV-2.

Эпидемиологи отмечают, что в случае с появлением новых штаммов коронавируса важна не сколько его большая или меньшая способность к проникновению в организм человека, а сам факт мутации, поскольку ранее ученые полагали, что вирус остается практически неизменным.

Как бы там ни было, в период с момента SARS-CoV-2 и до конца марта ученые выделили как минимум восемь его разновидностей.

«Будут ли вакцины менее эффективными против новой формы вируса, и нужно ли будет их модифицировать, чтобы они были одинаково эффективны против обеих форм? Мы и другие ученые прилагаем все усилия, чтобы ответить на этот вопрос как можно быстрее», — заявил профессор Монтефиори из медицинского центра Университета Дьюка в Северной Каролине.

По его словам, сейчас наиболее важным является изучение того, как мутировавшие формы коронавируса могут подорвать иммунный ответ организма человека.

От этого будет зависеть не только эффективность вакцин, но и вероятность повторного заражения людей, которые уже переболели COVID-19.

Напомним, недавно во Всемирной организации здравоохранения заявили, что данные о повторных заражениях коронавирусом у пациентов в нескольких странах могут быть ложными.

«Это не инфекционный вирус, это не реактивация. На самом деле это часть процесса заживления. Означает ли это, что у них есть иммунитет? Означает ли это, что они имеют надежную защиту от повторного заражения? Мы пока не знаем ответа на этот вопрос», — объяснила эпидемиолог ВОЗ Мария Ван Керхове.

Делитесь материалом