Вы удивитесь. Биологи объяснили природу гомосексуальности через гетеросексуальность и эволюцию

25 августа 2021, 20:03
НВ Премиум
Гены, отвечающие за гомосексуальность, присущи гетеросексуальным людям — об этом нам говорит эволюция (Фото:Inquam Photos / Octav Ganea via REUTERS)

Австралийские ученые определили генетические закономерности, которые присущи геям, и одновременно людям, у которых много гетеросексуальных связей.

Генетика гомосексуальности кажется неразрешимым парадоксом для всех, кто интересуется эволюцией. В теории люди и другие животные, которых привлекают особи того же пола, не могут иметь большое количество биологических детей. Из-за этого гены, предрасполагающие к гомосексуальности, редко передается следующим поколениям, из-за чего они банально пропали бы до наших времен. Однако однополое влечение широко распространено среди людей, и новое исследование ученых из Квинслендского университета показывает, что этому все-таки есть объяснение с точки зрения эволюции.

Исследователи проанализировали геномы 477 522 человек, которые хотя бы раз занимались сексом с кем-то того же пола и сравнили результаты с геномами 358 426 человек, которые сказали, что у них был только гетеросексуальный секс.

Предыдущее большое исследование выявило, что не существует единого «гей-гена», однако отметать роль генетики в этом вопросе также нельзя. Ученые выяснили, что у геев есть пять различных генетических изменений по сравнению с гетеросексуалами, которые влияют на сексуальное поведение лишь на 1%. Также ученые оценили влияние генетики на становление сексуальной ориентации примерно на 8−25% - это означает, что существуют еще необнаруженные гены, которые также влияют на сексуальной поведение человека.

Исходя из такого влияния генетики в этом вопросе, становится ясно, что в ходе эволюции эти гены должны были бы исчезнуть из-за невозможности геев заводить биологических детей. В этом ученые убедились, использовав компьютерный алгоритм для моделирования эволюции человека на протяжении 60 поколений. Со временем множество генетических вариаций, которые связывают с однополой сексуальной ориентацией, действительно пропадали, однако на самом деле это не так. А значит, они связаны с чем-то еще.

Тогда биологи решили подойти к вопросу с другой стороны — через гетеросексуальных участников исследования. Всех их отсортировали по количеству партнеров — и выяснилось, что те, у кого было много партнеров, часто разделяли некоторые из генетических паттернов, которые ранее были обнаружены у геев. Таким образом, становится очевидно, как эти гены могли сохраниться сквозь тысячи лет эволюции, делают вывод ученые.

Также исследователи обнаружили, что схожие генетические маркеры были обнаружены у людей, которые описывали себя как «склонные к риску и открытые для нового опыта». Эволюционный генетик Брендан Зитч, который возглавлял исследование, отметил, что у команды появилось предположение, что такие черты как харизма и половое влечение также могут иметь общие гены с притяжением к своему полу. Однако он отметил, что это лишь мысль, ведь на самом деле команда не изучала подробно каждую черту характера.

Авторы признают, что их выводы могут быть не совсем точными. Например, все участники проживают в США и Великобритании и имели европейское происхождение. Из-за этого результаты нельзя экстраполировать на весь земной шар, ведь у разных рас могут быть разные генетические особенности. Более того, в анкетах участники должны были указывать данные о своем сексуальном поведении, а не влечении. Большинство опрошенных родились, когда гомосексуальность была табуированной темой в их культурах, а потому люди, которых привлекали другие лица того же пола, могли не действовать согласно своим желаниям.

Некоторые ученые критикуют подход к выборке участников. Например, определение сексуальной ориентации на основе единственного однополого контакта показалось не самым правильным способом классификации людей, ведь многие люди, которые идентифицируют себя как гетеросексуалы, могли когда-нибудь экспериментировать подобным образом. Генетик Дин Хамер уверен, что таким образом ученые обнаружили генетические маркеры, которые связаны с открытостью к новому сексуальному опыту.

В ответ на это Зитч признал, что подобный подход к определению сексуальной ориентации не идеален, однако заявил, что другой информации у ученых нет. Более того, предыдущие исследования, в которых он участвовал, показывали, что люди, которые рассказывали об однополом сексуальном опыте и теми, кто идентифицировал себя как гей, в целом имели достаточно сильно генетическое сходство. Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же гены контролировали оба фактора, а потому их исследование имеет право на жизнь.