«Никогда такого не видели». Ученые научились «подсказывать» клеткам, как защищаться от рака — и это работает

26 марта 2021, 12:31

Ученые создали клетки, которые посылают в потенциальное место распространения рака. Их цель — «предупредить» органы о развитии болезни, чтобы те могли защититься от нее.

Исследование, проведенное учеными американского Национального института рака (NCI) было опубликовано в журнале Cell, а коротко о нем написало издание Medical Express.

«Это новый подход к иммунотерапии, который, вполне может стать потенциальным средством лечения метастатического рака», — сказала руководительница исследования Розандра Каплан, доктор медицинских наук, из Центра исследований рака NCI.

Метастатический рак — это рак, который распространился из своего первоначального местоположения на другие части тела. Из-за этого он трудно поддается лечению. Доктор Каплан решила, что вместо исправления последствий нужно работать над их предотвращением.

Рак перед распространением на другие органы посылает туда сигналы. Таким образом появляется метастатическая ниша — это «подготовленное и готовое» место, где со временем активно продолжает развиваться болезнь.

В новом исследовании ученые изучили поведение иммунных клеток в метастатической нише. Поскольку доктор Каплан — детский онколог, команда в основном изучала мышей с имплантированной рабдомиосаркомой, типом рака, который развивается в мышцах детей и часто распространяется на их легкие.

В результате обследования легкий мышей после образования опухолей в мышцах ног, исследователи заметили, что иммунная система хоть и работала, но была ослаблена, в то время, как клеток, которые ее подавляли, было очень много.

В легких — то есть метастатической нише — начали появляться и накапливаться миелоидные ткани. Обычно они являются частью первой реакции организма на травмы и инфекции, в том числе и рак. Когда они обнаруживают угрозу, они обычно вырабатывают интерлейкин 12 (IL-12) — сигнал, который предупреждает и активирует другие иммунные клетки. Но, как выяснили исследователи, миелоидные ткани в метастатической нише действуют ровно наоборот — они заставляют борющиеся с раком иммунные клетки отступать. Именно так рак «готовит» себе новое место, со временем пуская метастазы.

Тогда ученые решили попробовать использовать миелоидные ткани, чтобы побудить иммунную систему к защитным действиям в метастатической нише. Они попробовали отредактировать сообщение, которое они доставляют органам, на которые собирается перекинуться рак. Для этого они добавили дополнительный ген IL-12 к миелоидным тканям — такую клетку назвали GEMys. Таким образом миелоидные ткани вместо «приказа об отступлении» наоборот сигнализировали иммунной системе о том, что в скором времени рак попробует захватить новый орган.

В результате у мышей, получивших GEMys, было меньше метастатических опухолей в легких, меньшие опухолей в мышцах, и они жили значительно дольше, чем мыши, получавшие неизмененные миелоидные клетки. Исследователи обнаружили аналогичные результаты, когда изучали мышей с опухолями поджелудочной железы, которые распространились на печень.

«Я никогда раньше не видела такого хорошего лекарства в своих исследованиях. Как правило, рост рака замедляется после лечения, но затем он возвращается с удвоенной силой», — рассказывает доктор Каплан. В случае же с измененными миелоидными тканями ситуация изменилась, а вкупе с другими методами лечения — химиотерапией или хирургическим вмешательством — эффекты лечения улучшились еще сильнее.

Когда исследователи повторно вводили раковые клетки мышам, вылеченным таким образом, опухоли не образовывались. Это говорит о том, что комбинированное лечение оставляет длительную «иммунную память» о раке, объясняют исследователи.

Команда планирует провести клинические испытания на взрослых с онкологическими заболеваниями и, если окажется, что они безопасны, на детях и подростках. Ученые уверены, что такая терапия не должна вызвать негативной реакции человеческого организма, ведь выделение IL-12, которым и доставляются «сообщения» иммунной системе, является естественной реакцией организма.