Ученые выяснили, как связаны тромбы и COVID-19. Это не побочный эффект вакцины, а главное оружие коронавируса

20 апреля 2021, 20:02
НВ Премиум

Биологи выяснили, что тромбы при вакцинации и заболевании COVID-19 могут возникать не из-за самой вакцины или побочных эффектов, а из-за главного оружия коронавируса — спайкового белка. Объясняем, что происходит.

Ученые из Университета Стелленбоша и Кейптаунского университета под руководством Итерезии Преториус изучили, как одна из главных частиц коронавируса — S-белок — взаимодействует с элементами крови. Таким образом они хотели понять принцип формирования тромбов и что именно вызывает нарушение свертываемости крови. Препринт статьи опубликован на портале medRxiv.

Ключевой особенностью коронавируса является наличие белка-шипа или спайкового белка (S-белка). Именно он отвечает за прикрепление вируса к клеткам организма. Белки-шипы покрыты молекулами полисахаридов, которые служат маскировкой, не дающей иммунитету возможности противостоять проникновению коронавируса в организм.

Как выглядит белок-шип коронавируса. Субъединица S1 связывается с рецепторами, S2 отвечает за слияние и проникновение вируса (Фото: Etheresia Pretorius / Medrxiv)
Как выглядит белок-шип коронавируса. Субъединица S1 связывается с рецепторами, S2 отвечает за слияние и проникновение вируса / Фото: Etheresia Pretorius / Medrxiv

Ученые изучили дальнейшую роль белка-шипа, который, вполне возможно, и ответственен за проблемы с кровеносной системой. Проверить эту гипотезу они решили потому, что S-белок был обнаружен в различных органах человека, в том числе и в мочевыводящих путях. Также ранее ученые обнаруживали, что этот белок может преодолевать гематоэнцефалический барьер — такой себе «фильтр» между кровеносной системой и центральной нервной системой.

Именно поэтому и опасен новый коронавирус — он характеризуется беспрецедентными для других респираторных инфекций патологиями, в том числе вызывая тромбоцитопению (снижение количества тромбоцитов, что провоцирует повышенную кровоточивость) и коагулопатию (нарушение свертываемости крови, приводящее к тромбозу).