Ученые выяснили, как связаны тромбы и COVID-19. Это не побочный эффект вакцины, а главное оружие коронавируса

20 апреля 2021, 20:02
НВ Премиум

Биологи выяснили, что тромбы при вакцинации и заболевании COVID-19 могут возникать не из-за самой вакцины или побочных эффектов, а из-за главного оружия коронавируса — спайкового белка. Объясняем, что происходит.

Ученые из Университета Стелленбоша и Кейптаунского университета под руководством Итерезии Преториус изучили, как одна из главных частиц коронавируса — S-белок — взаимодействует с элементами крови. Таким образом они хотели понять принцип формирования тромбов и что именно вызывает нарушение свертываемости крови. Препринт статьи опубликован на портале medRxiv.

Ключевой особенностью коронавируса является наличие белка-шипа или спайкового белка (S-белка). Именно он отвечает за прикрепление вируса к клеткам организма. Белки-шипы покрыты молекулами полисахаридов, которые служат маскировкой, не дающей иммунитету возможности противостоять проникновению коронавируса в организм.

Как выглядит белок-шип коронавируса. Субъединица S1 связывается с рецепторами, S2 отвечает за слияние и проникновение вируса (Фото: Etheresia Pretorius / Medrxiv)
Как выглядит белок-шип коронавируса. Субъединица S1 связывается с рецепторами, S2 отвечает за слияние и проникновение вируса / Фото: Etheresia Pretorius / Medrxiv

Ученые изучили дальнейшую роль белка-шипа, который, вполне возможно, и ответственен за проблемы с кровеносной системой. Проверить эту гипотезу они решили потому, что S-белок был обнаружен в различных органах человека, в том числе и в мочевыводящих путях. Также ранее ученые обнаруживали, что этот белок может преодолевать гематоэнцефалический барьер — такой себе «фильтр» между кровеносной системой и центральной нервной системой.

Именно поэтому и опасен новый коронавирус — он характеризуется беспрецедентными для других респираторных инфекций патологиями, в том числе вызывая тромбоцитопению (снижение количества тромбоцитов, что провоцирует повышенную кровоточивость) и коагулопатию (нарушение свертываемости крови, приводящее к тромбозу).

Чтобы изучить способность частиц S-белка влиять на работу элементов крови, биологи изучили образцы крови здоровых людей без добавленного спайкового белка, с ним, а также пациентов, больных COVID-19. В образцы крови исследователи добавляли тромбин — фермент, отвечающий за свертываемость крови — и делали снимки при помощи флуоресцентной микроскопии. Оказалось, что в образцах, куда попадал белок коронавируса, формировались более плотные фибриновые сгустки, а в образцах крови с низким уровнем тромбоцитов белок вируса вызывал их гиперактивацию, что приводило к увеличению количества аномальных амилоидных сгустков.

Белок коронавируса провоцирует образование аномальных сгустков - причем как с добавлением тромбина, так и без него (Фото: Etheresia Pretorius / Medrxiv)
Белок коронавируса провоцирует образование аномальных сгустков - причем как с добавлением тромбина, так и без него / Фото: Etheresia Pretorius / Medrxiv

Сканирующая электронная микроскопия показала, что белок-шип влияет и на структуру эритроцитов и тромбоцитов. Как только частицы крови контактировали с S-белком, эритроциты начинали склеиваться, вне зависимости от концентрации спайкового белка. Тромбоциты тоже реагировали — их мембрана разрасталась, была зафиксирована их гиперактивация и образование микрочастиц амилоидной природы даже без добавления тромбина.

Последним этапом исследования была проверка влияния S-белка на ток плазмы. Ученые пропускали ее через проточные каналы, смазанные тромбином. В образцах здорового человека образование сгустков было медленным и постепенным, а получались они совсем небольшими, оставаясь на стенках канала и не мешая потоку через его центр.

В образцах крови с низким уровнем тромбоцитов сформировались волокнистые и бесформенные сгустки. А вот плазма людей, заболевших COVID-19, реагировала очень быстро — большие сгустки формировались уже через 90 секунд после добавления спайкового белка.

Сгустки, формировавшиеся в крови людей с COVID-19, быстро закупоривали канал и мешали протоку плазмы (Фото: Etheresia Pretorius / Medrxiv)
Сгустки, формировавшиеся в крови людей с COVID-19, быстро закупоривали канал и мешали протоку плазмы / Фото: Etheresia Pretorius / Medrxiv

Авторы работы пришли к выводу, что именно спайковый белок приводит к гиперкоагуляционному синдрому — повышенной готовности к тромбозу — у заболевших COVID-19. Именно из-за него даже у здоровых людей могут возникать тромбы при введении вакцин от коронавируса.

По мнению ученых, чтобы снизить риск тромботические осложнений и облегчить течение заболевания, потенциальные лекарства должны быть направлены непосредственно на S-белок.

Ранее ученые заявили, что теперь знают, как выявить потенциальную опасность развития тромбов до того, как наступит фатальный случай.

По мнению специалистов, обнаружить осложнение можно у пациентов, которые испытывают головные боли, головокружение или нарушение зрения на четвертый день после вакцинации. Диагностировать тромбоз можно при помощи анализа крови, а лечить его следует препаратами, разжижающими кровь, и иммуноглобулином. Ученые утверждают, что теперь людям точно не стоит бояться вакцинации.