
Худший сценарий? Когда и как закончится пандемия СOVID-19
Какой сценарий развития пандемии СOVID-19 наиболее вероятен и чем может закончиться вспышка коронавируса в мире
Сколько еще нам придется сидеть на карантине? Когда маски перестанут быть обязательным атрибутом общественных мест? Появится ли когда-нибудь эффективная вакцина от коронавируса? И что нас ждет, если вакцины не будет вообще? В преддверии очередного локдауна в Европе НВ отвечает на самые острые вопросы о пандемии COVID-19.
На днях власти Англии подтвердили, что коронавирус в их стране распространяется быстрее, чем в самых худших прогнозах ученых: количество новых случаев заражения и смертей от COVID-19 там превышает даже самые пессимистичные сценарии.
Новые рекорды ежедневных случаев заражения ставят и во Франции, Германии, Испании, Италии, Бельгии и даже соседней Польше.
Именно поэтому многие европейские страны снова возвращают локдаун. Повторное введение серьезных ограничений надвигается и на Украину: наша страна уже превысила порог в 9500 новых случаев заражения COVID-19 в день, после которого президент Зеленский обещал вернуть «жесткий карантин».
Не вселяют надежд и новости об эффективной вакцине от COVID-19, которая, по предварительным прогнозам, еще не скоро станет доступной для массовой аудитории. А в Европе, тем временем, ученые планируют уничтожить миллионы животных, которые могут отвечать за распространение новой мутации коронавируса, устойчивой к вакцине.
Ввиду этого уже очевидно, что Новый год 2020−2021 станет первым при самой глобальной пандемии XXI века. Но, главный вопрос, — станет ли он последним при этой же пандемии?
Рассмотрим основные сценарии развития пандемии СOVID-19 и проанализируем, какие из них наиболее вероятны в нынешних условиях.

Три основных сценария
В разгар пандемии весной 2020-го британский научный журналист Эдмунд Йонг озвучил три основных варианта окончания глобальной эпидемии, которые впоследствии обсуждали медиа по всему миру.
Согласно первому «китайскому сценарию» эпидемия коронавируса в Европе и США должна была закончиться за несколько месяцев, как это произошло в Китае и нескольких других азиатских странах. Сам Йонг называл этот сценарий маловероятным, учитывая темпы распространения болезни в Европе.
Так и произошло.
Второй сценарий предполагал повторение ситуации с пандемией свиного гриппа H1N1, во время которого, по разным оценкам, вирусную инфекцию перенесли от 700 млн до 1,4 млрд человек, а погибли — от 150 тыс. до 575 тыс. пациентов.
Процент погибших от нового коронавируса SARS-CoV-2 уже гораздо выше, поскольку c начала 2020-го во всем мире почти 50 млн перенесли эту болезнь, а более 1,22 млн случаев оказались летальными. Это означает, что пандемия COVID-19 оказалась опаснее, чем вспышка вируса H1N1.
Ну и последний третий сценарий Эдмунда Йонга предполагал, что COVID-19 останется с нами на очень длительное время (если не навсегда), людям придется приспосабливаться к жизни в условиях пандемии и постоянно находиться в ожидании повторения вспышек заболеваемости.
Похоже, что этот сценарий пока выглядит наиболее реальным.

Что говорят ученые по этому поводу?
Ряд авторитетных международных экспертов, включая главного научного советника Великобритании по COVID-19 Патрика Валланса, руководителей ключевых фармацевтических компаний и представителей ВОЗ, подтверждают, что вирус SARS-CoV-2, скорее всего, будет циркулировать в обществе на постоянной основе.
Как и в случае с другими известными пандемиями, вспышка COVID-19 в 2020 году также рано или поздно закончится. Но поскольку вирус уже достаточно сильно укрепился среди людей по всему миру — шансы на его полное исчезновение довольно мизерные.
«Если вакцина действительно эффективна, как, к примеру, вакцина от кори или от желтой лихорадки, она просто задушит вирус, как тонна кирпичей, упавших на него. Возможно, она не сможет полностью искоренить болезнь (желтая лихорадка и корь не искоренены), но это поможет радикально изменить правила игры», — говорит эпидемиолог Калифорнийского университета в Ирвайне Эндрю Ноймер.
Другой вопрос — что будет, если вакцина окажется недостаточно эффективной или она не появится вообще. В этом случае нам стоит надеяться на то, что COVID-19 останется сезонной болезнью, cам вирус со временем ослабнет, а медики найдут новые средства его подавления, как в случае в ВИЧ.
«У нас есть препарат для лечения ВИЧ/СПИДа, и мы знаем, что Тамифлю остановит вспышку некоторых видов гриппа. Таким образом, противовирусные препараты могут использоваться как суррогатные или псевдовакцины. Будет намного проще производить миллиарды доз противовирусного препарата. Я надеюсь, что мы найдем противовирусное средство, которое будет не только лечебным, но и профилактическим», — говорил популярный американский эпидемиолог Ларри Бриллиант.
Однако, как показывают новые научные исследования, организации здравоохранения разных стран пока испытывают трудности с поиском и разработкой эффективного противовирусного средства от COVID-19.
И до сих пор вся надежда лежит на создании эффективной вакцины?

А что с вакциной?
Как писал научный сотрудник Лаборатории эпигенетики НАМНУ Александр Коляда, на финальную стадию тестирования своих вакцин вышли уже 10 разных компаний.
Среди этих препаратов есть РНК-вакцины, которые заставляют клетки человека вырабатывать определенный белок вируса с некоторыми его мутациями, а также вакцины с использованием вирусных векторов, — инструмента, который предполагает доставку генетического материала вируса в клетки человека.
У разных видов этих вакцин есть свои плюсы и минусы, включая условия их транспортировки в разные страны и стоимость разработки. Но в конечном счете ключевой окажется их эффективность в борьбе с вирусом на этапе клинических испытаний.
Да, некоторые страны уже одобрили определенные вакцины. Самый очевидный пример — российская вакцина, к которой появилось много вопросов у ученых и медиков со всего мира.
Главная проблема подобных вакцин заключается в том, что прошло еще очень мало времени для их полноценного тестирования, определения всех побочных эффектов и получения весомой доказательной базы для безопасного использования в обществе.
«Для тестирования вакцин на третьей фазе нужны десятки тысяч людей. Им надо дать вакцины, а части из них плацебо, и наблюдать за ними месяцами, чтобы посчитать, сколько заразится вирусом (от тех, кто не носит маски на улицах) в каждой из групп», — писал Александр Коляда.
Кстати, о масках.

А что с групповым иммунитетом?
Если качественная вакцина от COVID-19, по разным оценкам, может появиться в течение следующего года, еще один неоднозначный сценарий предполагал окончание пандемии коронавируса уже в 2020-м. Причем, даже без вакцины.
Помните разговоры о практиках «группового иммунитета» в Швеции? Эта идея предполагала, что если позволить коронавирусу свободно распространяться в обществе — большинство людей перенесут его в бессимптомной форме, а система здравоохранения сможет легко помочь людям с ослабленным иммунитетом, старикам и всем, кому трудно справляться с COVID-19 самостоятельно.
Именно поэтому в Швеции и некоторых других странах сперва не стали вводить жесткие карантинные ограничения, позволяя людям свободно общаться друг с другом. Предполагалось, что у огромного количества населения сформируется тот самый групповой иммунитет и вирус больше не будет грозить людям.
Но, как позже подтвердили сами шведские эпидемиологи, эта модель оказалась неэффективной. Во-первых, ученые так и не предоставили доказательства того, что люди, переболевшие COVID-19, защищены от повторного заражения. А во-вторых сейчас медики обнаруживают все больше долгосрочных эффектов для здоровья человека, перенесшего COVID-19.
Одним из последних открытий стали результаты исследования ученых из Имперского колледжа Лондона, Кембриджского университета и Университета Чикаго. Специалисты проанализировали состояние мозга около 84 тыс. пациентов, которые перенесли COVID-19, и подтвердили, что у многих людей в возрасте от 20 до 70 наблюдались серьезные нарушения когнитивных способностей.
В первую очередь это касалось пациентов с тяжелыми симптомами болезни и тех, кому была нужна госпитализация. У таких людей наблюдали потерю памяти, неспособность концентрироваться в течение продолжительных периодов времени и синдром «неясной головы».
Сообщалось, что такие когнитивные проблемы эквивалентны старению мозга в течение 10 лет, и они в среднем снижают показатель IQ человека на 8,5 баллов. Ученые также подтвердили, что проблемы с работой мозга наблюдались у пациентов, которые вылечились от COVID-19 даже несколько месяцев назад.
Так что, вполне вероятно, что последствия этой пандемии будут сильно отличаться от всех предыдущих вспышек болезней в истории.

Как заканчивались другие пандемии?
Несколько недель назад доцент кафедры истории Университета Южной Каролины Нюхет Варлик опубликовала статью с анализом предыдущих пандемий и прогнозом того, как может закончиться сегодняшняя ситуация с COVID-19.
Как и другие ученые, Варлик подтверждает, что коронавирус может остаться с нами навсегда, поскольку в эпидемиологической истории нашей планеты был всего один пример того, как вакцина смогла полностью уничтожить болезнь.
«Единственное заболевание, которое удалось искоренить с помощью вакцинации, — это оспа. Кампании массовой вакцинации, проводимые Всемирной организацией здравоохранения в 1960-х и 1970-х годах, увенчались успехом, и в 1980 году оспа была объявлена первым — и до сих пор единственным — заболеванием человека, которое было полностью искоренено», — пишет историк.
В случае с малярией, туберкулезом, проказой, корью и более новыми патогенами в виде ВИЧ, вируса Эбола и тех же коронавирусов SARS, MERS и SARS-CoV-2, — у ученых до сих пор нет инструментов для их немедленного уничтожения.
Кроме этих вирусов, бактерии чумной палочки все еще могут вызвать эпидемии чумы в разных уголках земли.
«Надеюсь, что COVID-19 не сохранится в течение тысячелетий. Но пока не будет успешной вакцины и, вероятно, даже после нее, никто не находится в безопасности. Политика здесь имеет решающее значение: когда программы вакцинации ослабляются, инфекции могут возобновиться. Достаточно взглянуть на корь и полиомиелит, которые возобновляются, как только попытки вакцинации терпят неудачу», — объясняет Нюхет Варлик.
Главное, чтобы в мире не росло количество антипрививочников и тех, кто не понимает, зачем носить маски в общественных местах.
Иначе — любой сценарий пандемии будет плачевным для всех нас.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.