Лето — это хорошо. Американские исследователи выяснили, как солнечный свет влияет на мозг

13 сентября, 12:35
Нейробиологи из Калифорнии изучают влияние солнца на нейротрансмиттеры головного мозга (Фото:unsplash)

Наука уже знает, что недостаток естественного освещения может вызывать расстройства психики. Теперь калифорнийским ученым удалось выяснить, как именно мозг реагирует на солнечный свет.

В новом исследовании на мышах было замечено, что нейроны в супрахиазматическом ядре (СХЯ) — 24-часовом счетчике времени мозга, спрятанном внутри гипоталамуса, — координировали друг с другом, чтобы адаптироваться к разной продолжительности дневного света. При этом изменения были отмечены как в отдельных клетках, так и во всей ткани целиком.

И состав, и экспрессия ключевых нейротрансмиттеров менялись в зависимости от количества света на протяжении дня.

Ученые уже знают, что перемены в СХЯ могут влиять на работу паравентрикулярного ядра (ПВЯ) — области мозга, расположенной внутри гипоталамуса, которая помогает справляться со стрессом, принимает участие в метаболических процессах, управляет иммунной системой, биологическим ростом и многим другим.

Теперь исследователи обнаружили молекулярную связь между количеством дневного света и поведением человека.

«Мы нашли новые молекулярные адаптации сети SCN-PVN, возникающие в гипоталамусе в ответ на продолжительность светового дня», — говорит нейробиолог Алессандра Порку из Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Как у мышей, так и у людей СХЯ является частью мозговых механизмов, отвечающих за физические, психические и поведенческие циркадные ритмы, которые имеют циклический характер и связаны со временем суток. SCN контролируется специальными светочувствительными клетками сетчатки, передающими информацию о доступном свете и продолжительности каждого дня.

Исследователи смогли выявить изменения в нейротрансмиттерах и полипептидах в мозге у мышей. Кроме того, им удалось повлиять на реакцию мозга.

«Самым впечатляющим открытием в этом исследовании является то, что мы обнаружили, как искусственно манипулировать активностью определенных нейронов СХЯ и успешно индуцировать экспрессию дофамина в гипоталамической сети PVN», — говорит нейробиолог Дэвид Дульсис из Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Это исследование все еще находится на ранней стадии — несмотря на большое сходство между мозгом мыши и человека, что делает грызунов подходящим объектом для испытаний, еще предстоит удостовериться, что человеческие нейроны функционируют точно так же.

Но ученые настроены продолжать работу в этом направлении. Команда предполагает, что обнаруженный ими механизм поможет регулировать работу мозга вне зависимости от количества солнечного света.