Ученые выяснили, как работает страх. Спойлер — не так, как вы боялись

28 августа 2021, 07:03
НВ Премиум
Страх стал основой нашего выживания (Фото:Melanie Wasser / Unsplash)

Страх — одно из основных состояний, с которым наш мозг знаком испокон веков. Однако до сих пор ученые не совсем понимали, как оно возникает в нашем мозге.

Человеческий мозг полон загадок. Несмотря на то, что это один из наших главных рабочих инструментов, который дает нам существенное преимущество над другими обитателями Земли, мы до сих пор не совсем понимаем, как он работает.

Однако постепенно ученые разбирают его механизмы на винтики, узнавая о все новых и новых особенностях его работы. Недавно, например, мы узнали, как работают клетки времени, позволяя мозгу «путешествовать во времени» — то есть вспоминать и воспроизводить информацию из прошлого.

Еще одно интересное исследование, о котором мы писали, касалось «врат сознания» — то есть механизма, который отделяет важную информацию от фоновой. Вокруг нас постоянно происходит что-нибудь, а потому одной из самых важных особенностей работы нашего мозга является умение выделить и запомнить необходимую и интересную информацию от фонового шума. Вот вам объяснение, как наш мозг это делает. Вы ведь не будете запоминать каждую проезжающую мимо машину или проходящего человека, пока стоите на остановке?

Ученые из Китайской академии наук решили изучить состояние человека, о котором мы на самом деле мало чего знаем, хотя испытываем относительно часто. Это страх. Именно он стал основой нашего выживания: человек, который испугался змеи, благодаря чему избежал укуса, смог передать своему потомству гены, ответственные за боязнь змей. Тот, кто не испугался и полез дальше на змею, с намного более высокой вероятностью мог получить ядовитый укус. Так рождается врожденный страх — именно поэтому люди могут бояться высоты, темноты, змей и много чего другого, при этом практически не сталкиваясь с этим в своей жизни. Мы живем благодаря страху наших предков. Однако на самом деле страх мало изучен, и мы до сих пор не понимаем, как именно он работает.

Считается, что основой этого состояния является миндалевидное тело. Страх регулируется и другими структурами мозга — гипоталамусом, гиппокампом, центральным серым веществом среднего мозга… Существуют даже т.н. гормоны страха — кортизол, остеокальцин и даже адреналин, которые в ответ на нечто пугающее регулируют работу нашего организма, повышая частоту дыхания и сердцебиения и влияя на другие показатели вроде кровяного давления, потливости и уровень сахара.

Нейробиолог из Нью-Йоркского университета Джозеф Леду наоборот утверждает, что миндалевидное тело в принципе не участвует в генерации состояния страха, несмотря на убеждение многих ученых. Исследования показывают, что чувство страха возникает в префронтальной коре и связанных с ней областях мозга. Миндалевидное тело обрабатывает угрозы и возможную реакцию на них — это древний подсознательный поведенческий и физиологический механизм.

Ученый отмечает, что страх — намного более комплексное состояние, которое связано с субъективным опытом человека, его интерпретацией ситуации, работой его памяти и многими другими процессами.

По его убеждению, эта ошибка может стоить нам очень дорого — например, ученые будут разрабатывать лекарства, которые будут действовать на миндалевидное тело, таким образом снижая уровень тревоги и страха, но не излечивая его первопричину.

Китайские исследователи, возможно, приблизились к разгадке «страшного» вопроса. Они изучали не врожденный страх — то есть тот, что передается генетически, — а приобретенный. Считается, что эта реакция возникает в тех частях мозга, которые невероятно трудно сканировать с помощью неинвазивных измерительных устройств. К сожалению, мы не можем провести электроэнцефалографию мозга, измерить мозговые волны и понять, как именно зарождается страх внутри нас. Однако они получили согласие 13 людей, страдающих эпилепсией, у которых были датчики в голове для измерения активности разных частей мозга.

Участники эксперимента смотрели на экран, на котором появлялись разноцветные квадраты. Когда там появлялась фигура определенного цвета, они получали небольшой удар током. Таким образом пациенты начинали «бояться» определенных квадратов, ведь при их появлении они понимали, что сейчас испытают не самые приятные ощущения.

Ученые смогли собрать беспрецедентное количество данных, которые в итоге могут оказать значительное влияние на нейробиологию, а также на лечение тревожных расстройств и ПТСР. Одним из главных открытий оказалось подтверждение того, что страх зарождается в миндалевидном теле и префронтальной коре мозга — причем со значительным уклоном к миндалине. Эксперименты показали, что в зарождении страха определяющую роль играют тета-ритмы в цепи миндалина-префронтальная кора мозга. У тех пациентов, которые не «научились» бояться ударов тока подобные колебания в мозгу отсутствовали.

Важность этой работы подчеркивает то, что большая часть наших знаний о страхе оставалась теоретической, их никто не проверял на практике. Обычно ученые изучали это состояние у животных, а затем пытались провести параллели с человеческим мозгом.

Ученые отмечают, что им впервые удалось выяснить, какой тип мозговых колебаний активен для состояния страха. Это исследование может оказаться настоящим сокровищем для многих ученых и медиков, которые потенциально смогут рассказать нам еще больше о работе нашего мозга и возможно даже диагностировать и лечить различные стрессы и расстройства намного эффективнее.