Редкие глубоководные бактерии разрушили один из общепринятых принципов иммунологии — но все не так страшно, как кажется

2 апреля 2021, 20:03
НВ Премиум

Бактерии со дна Тихого океана на глубине около 4 тыс. метров были бы не замечены иммунной системой человека, попади они в организм. Но нужна ли нам защита от них?

Уже давно считается, что иммунитет человека за все время эволюции развился настолько, что он умеет «проверять» каждый микроб и различать среди них вредные для организма. Как оказалось — все не так просто.

Глубоководные бактерии оказались настолько «странными», что наша иммунная система пропускает их. Возможно, все дело в том, что те никогда в истории не сталкивались с млекопитающими, объясняют американские иммунологи в своей статье в журнале Science Immunology.

«Считалось, что иммунная система универсальна — ее не волнует, является ли что-то угрозой, она просто избавляется от этого. Но до сих пор никто не проверял это утверждение», — объясняет Джонатан Каган, иммунолог в Бостонской детской больнице и один из руководителей исследования в комментариях для Live Science.

Ученым нужно было найти бактерии, которые ранее не контактировали с иммунной системой млекопитающих. Для этого подошло место в центральной части Тихого океана, в охраняемой зоне архипелагов Феникс в Республике Кирибати.

Океанский институт Шмидта
Фото: Океанский институт Шмидта

«Это не просто глубокий океан, но и самая глубокая, древняя, удаленная и защищенная часть океана», — объясняет выбор ученых Рэнди Ротьян, морской эколог из Бостонского университета. Помимо того, что там нет постоянных млекопитающих жителей, в эту часть океана не заплывают даже киты во время своих миграций. Это место было идеальным для поиска неизвестных для человеческого организма бактерий.

Там они собрали и в итоге смогли культивировать 117 видов бактерий. После изучения 50 из них предъявили мышиным и человеческим иммунным клеткам — 40 из них наш иммунитет совершенно проигнорировал.

Чтобы узнать, какие особенности океанских глубоководных бактерий делали их невидимыми для иммунитета человека, ученые подвергли клетки мыши и человека воздействию только одной конкретной части бактериальной клеточной стенки, называемой липополисахаридом (ЛПС).

Именно эту внешнюю часть стенки бактериальной клетки иммунная система млекопитающих использует для идентификации так называемых грамотрицательных бактерий и борьбы с ними. Грамотрицательные бактерии имеют более плотную клеточную стенку, которая защищает их от антител — в обычных условиях наша защита реагирует на наличие ЛПС в микробах и помечает их как потенциально опасные для организма.

Но в случае с глубоководными бактериями иммунитет промолчал. Ученые объясняют это тем, что липидные цепи на липосахариде этих микробов длиннее, чем у тех, с которыми более-менее регулярно сталкивается наш организм. Но почему именно эта особенность заставляет иммунную защиту молчать — пока что неизвестно.

Но есть и хорошие новости — несмотря на способность глубоководных бактерий беспрепятственно проникать в наш организм, они не представляют никакой опасности для человека. Причин здесь сразу две: во-первых, они не эволюционировали для того, чтобы уклоняться от иммунитета млекопитающих, а потому «любая патогенность была бы случайной». Наша защита должна идентифицировать «каждого микроба, который мы встречаем по пути в Starbucks», но у нее нет необходимости обнаруживать микробы, обитающие в среде, с которой мы никогда не столкнемся естественным образом, объясняет Каган.

Во-вторых, температура, давление и химическая среда внутри нашего тела очень отличается от дна океана, которое является их естественной средой обитания.

В своих будущих исследованиях ученые планируют вернуться на Кирибати, чтобы изучить местные организмы — например, кораллы — и их иммунную систему, ведь глубоководные бактерии эволюционировали и стали такими именно ради их заражения. В дальнейшем они планируют применить эти знания, чтобы помочь в разработке более эффективных иммунотерапевтических средств.