Защищала наших предков от деменции. Ученые обнаружили необычные свойства гонореи

19 июля, 13:22
Гонококк — одна из причин мутации гена CD33, защищающей от болезни Альцгеймера (Фото:Giovanni_Cancemi/Depositphotos)

Исследователи из Медицинской школы Калифорнийского университета выяснили, что ряд инфекционных агентов, среди которых и гонорея, спровоцировал развитие защитных механизмов в мозге древних людей.

Люди являются одним из немногих видов, способных жить долго после завершения репродуктивного периода. Существует множество гипотез, объясняющих почему это происходит. но недавно ученым удалось выявить механизм, дающий нам возможность прожить долгую и здоровую жизнь.

Сравнение геномов человека и других биологических видов показало, что у Homo sapiens имется уникальная версия гена CD33 — рецептора, экспрессируемого в иммунных клетках.

Стандартный рецептор CD33 связывается с одним из моносахаридов — сиаловой кислотой, которой покрыты все клетки человека. Когда иммунная клетка чувствует сиаловую кислоту через CD33, она распознает другую клетку как часть тела и не атакует ее, предотвращая аутоиммунный ответ.

Рецептор CD33 также экспрессируется в иммунных клетках головного мозга (микроглиях), где он помогает контролировать воспалительные процессы в нейронах. Однако микроглии также играют важную роль в удалении поврежденных клеток головного мозга и амилоидных бляшек, связанных с болезнью Альцгеймера. Связываясь с сиаловыми кислотами на этих клетках и бляшках, обычные рецепторы CD33 фактически подавляют эту важную функцию микроглии и повышают риск развития деменции.

Но в процессе эволюции человек сумел подавить этот механизм путем мутации CD33. Мутировавший рецептор больше не реагирует на сиаловые кислоты на поврежденных клетках и бляшках, позволяя микроглии разрушать их.

Люди, чей ген мутировал, не сталкиваются с деменцией в пожилом возрасте.

Аджит Варки, доктор медицинских наук, профессор медицины в Медицинской школе Калифорнийского университета в Сан-Диего, и его коллеги обнаружили доказательства сильного положительного отбора, появившегося вследствие влияния инфекций.

Возбудители некоторых болезней, например, гонореи, покрывают себя моносахаридами. Считается, что они делают это чтобы обмануть иммунную систему жертвы.

Американские ученые обнаружили, что на определенном этапе эволюции, который случился точно после верхнего палеолита, человек перестал реагировать на покрытые сиаловыми кислотами бактерии.

Это могло сделать его более восприимчивым к ним, но также и обеспечило бесперебойную работу микроглий. Что, в свою очередь, защитило носителей мутировавшего гена от деменции.