Пора начинать волноваться? Ученые раскрыли новый способ защиты бактерий от антибиотиков

3 февраля 2021, 14:18

Ученые обнаружили новый механизм устойчивости бактерий к действию антибиотиков — за счет резких изменений формы клеток.

Какое-то время назад антибиотики казались универсальным оружием против многих опасных бактериальных инфекций. Но чем шире становилось их применение, тем очевиднее становилось, что микробы адаптируются к ним все лучше.

Команда ученых из Великобритании и США во главе с Шиладитьей Банержи опубликовали новое исследование этой темы в журнале Nature Physics.

Они экспериментировали с распространенными в пресных водоемах бактериями Caulobacter crescentus, выращивая их в присутствии небольших количеств хлорамфеникола — это антибиотик широкого действия, который нарушает синтез белка на бактериальных рибосомах. В обычной питательной среде его недостаточно для полного уничтожения бактерий, но он существенно замедляет их размножение и рост.

Ученые обнаружили, что, после смены около десяти поколений бактерий, те полностью изменили форму и снова набрали нормальные темпы роста. Клетки вытянулись в длину и загнулись, образовав форму, похожую на почти полностью замкнутую окружность. Однако, если исследователи убирали антибиотик из среды их обитания, микробы вновь возвращались к своей обычной «прямой» форме.

«Это свидетельствует о новом, механическом виде адаптаций к присутствию антибиотиков», — пишут авторы исследования. Они полагают, что вытянутая форма позволяет бактериям увеличивать внутренний объем клетки, снижая концентрацию антибиотика внутри. При этом за счет сужения клетки и изгиба сокращается площадь ее поверхности, что сдерживает проникновение новых молекул.