Только спокойствие. Ученые выяснили, как стресс влияет на физиологический возраст, и как с этим бороться

13 августа 2019, 04:00

Исследователи в университете Мичигана доказали, что стрессовая работа может преждевременно состарить человека. Мы собрали несколько простых советов, которые помогут побороть стресс.

Что такое стресс? Стресс - это состояние повышенного напряжения организма, являющееся защитной реакцией на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы). Ученые чаще всего разделяют стресс на два типа: положительный, так называемый эустресс, и отрицательный – дистресс.

Эустресс мотивирует человека и стимулирует его двигаться к новым вершинам. Он также не вредит физическому здоровью человека. Дистресс же наоборот воспринимается как нечто негативное, давящее на мозг. Именно от этой формы стресса и страдает человеческий организм.

Christian Erfurt / Unsplash
Фото: Christian Erfurt / Unsplash

Как стресс влияет на физиологический возраст

Недавнее исследование в Университете Мичигана показывает, как долгие часы работы, нарушенный сон и постоянный стресс могут нанести биологический урон молодым людям. Так, ученые из Мичиганского университета проверили ДНК 250 первокурсников-медиков по всей стране. Они взяли образцы слюны, чтобы проверить длину их теломер - защитных колпачков на концах хромосом, которые предотвращают повреждение ДНК - до и после первого года проживания. Истощение теломер также играет роль в процессе старения и связано со многими возрастными заболеваниями, включая диабет, рак и болезни сердца.

Так, исследования показали, что недосыпание и малоподвижный образ жизни влияют на самочувствие и настроение человека. Короткий сон приводит к ухудшению настроения на следующий день, что, в свою очередь, затрудняет сон ночью, что приводит к хроническому депрессивному состоянию и, соответственно, преждевременному старению. Стрессовое состояние негативно влияет на мозг человека и его поведение.

Как побороть стресс

Radu Florin / Unsplash
Фото: Radu Florin / Unsplash

Восприятие и уровень воздействия стресса на нас зачастую зависят не от самой ситуации, а от нашей интерпретации. То, насколько важна интерпретация стрессовой ситуации самим человеком, было продемонстрировано в американском исследовании, проведенном учеными Университета Висконсина. Стресс, несомненно, влияет на продолжительность жизни: люди, которые постоянно ощущающие на себе давление и стрессы, действительно зачастую умирают намного раньше. Тогда же ученые выяснили, что люди, рассматривающие стресс как неизбежную и даже полезную реакцию организма на определенные ситуации, в среднем даже переживают большинство людей.

Во время эксперимента людей попросили воспринимать стресс как вспомогательное средство. Было выяснено, что участники исследования, которым советовалось рассматривать стресс как нечто благоприятное (эустресс), испытывали меньше страха и чувствовали себя увереннее и расслабленнее.

Как снять стресс?

1. Начните выполнять небольшие ежедневные ритуалы. Утренний душ, чашка чая вечером, чтение 20 страниц книги перед сном - все, что будет успокаивать организм.

2. Прислушивайтесь к телу и поощряйте его требования. Если вы захотели посетить сеанс массажа или сходить в бассейн - лучше не откладывайте.

3. Не переедайте. Большим количеством сладкого нельзя “заесть” стресс. Лучше попейте воду или ромашковый чай.

4. Составьте плейлист из любимых песен и слушайте его по пути на работу или за покупками.

5. Найдите время на релаксацию - сосредоточьтесь на внутренних ощущениях и глубоко дышите. Дыхательные практики успокаивают нервы.